4 и 5 октября на сцене театра «Астана Балет» состоялась долгожданная премьера спектакля «Сакральные танцы», ставшая значимым культурным событием сезона. В течение двух премьерных дней зрители наслаждались яркими хореографическими решениями и погружались в глубину образов и символов, заложенных в постановке, передает корреспондент Optimism.kz.
Спектакль является проектом Almaty Theatre, а хореография поставлена под руководством одного из самых известных хореографов Казахстана — Мукарам Авахри. Каждая из трех частей триптиха — «Рух», «QASH» и «Свадебка» — раскрывает свою тему, обращаясь к символам и образам прошлого и настоящего.
Автор либретто Дилара Шомаева рассказала о своем видении спектакля:
«Балет «Сакральные танцы» состоит из трех самостоятельных частей, каждая из которых имеет свою тематику и хореографическое решение, однако объединены они общей идеей — связью времен и культур. Первая часть — «Рух» — вдохновлена поэмой Олжаса Сулейменова «Глиняная книга» и раскрывает философскую тему преемственности поколений. Вторая часть — «QASH» — обращается к культуре восточных народов, её постоянному развитию и взаимодействию с современностью. Третья часть — «Свадебка» — это дань уважения музыке Игоря Стравинского, которая стала источником вдохновения для многих хореографов. Несмотря на различие тем и настроений, все три части перекликаются друг с другом, образуя единое произведение, которое обращается к зрителю через символы, образы и эмоциональные ассоциации».
Мукарам Авахри в интервью отметила:
«Все три балета объединены общей идеей и настроением, отражая взаимосвязь культур, взаимоотношений и влияния друг на друга, а также связь прошлого и настоящего. Несмотря на бессюжетность, спектакль передает глубокие эмоции и смысл, и именно культура становится связующей нитью между всеми частями постановки».
«В хореографии спектакля большое внимание уделено смысловой нагрузке движений: они служат проводником главной идеи, раскрывая тонкие грани взаимоотношений между людьми и их связью с культурным наследием. Музыка и авангардные формы создают яркий контраст и подчеркивают новаторский подход постановки, что делает триптих «Сакральные танцы» значимым произведением современного искусства. Мукарам Авахри — не только хореограф, но и идейный вдохновитель всего проекта. Её работы всегда отличались глубоким смыслом и символизмом, она умеет выразить через танец самые сложные философские идеи, используя свой стиль, который объединяет традиционные и современные формы. Благодаря её творческой смелости и таланту зрители получают возможность взглянуть на культуру и искусство с новой точки зрения. Она задает высокую планку, и этот спектакль побуждает не просто наблюдать, а думать, исследовать и искать собственные ответы», — добавила Дилара Шомаева.
Солистка театра «Астана Балет» Лорена Кардосо, исполнившая одну из ведущих партий, поделилась своими впечатлениями:
«Я очень рада быть частью этого проекта. Музыка каждой части спектакля имеет своё особое звучание: в первой используются различные инструменты, включая ударные, создающие неповторимую атмосферу. Из трех частей балета мне больше всего нравится «QASH»: хореография включает множество пируэтов и вращений, и именно это делает его таким динамичным и захватывающим. Он наполнен загадочными мотивами, что придает таинственность и глубину. А третья часть — словно магия на сцене: свадебный обряд, где музыка звучит мощно и радостно, создавая неповторимую атмосферу. Это красивое завершение постановки. Этот триптих — замечательный опыт и возможность по-новому взглянуть на традиции и культуру через современный танец».
Одной из главных особенностей спектакля стала его минималистичная сценография: постановка была построена на игре света и тени, что позволило сконцентрироваться на хореографии и символике, усиливая эмоциональное восприятие зрителей.
Премьера собрала полный зал, и на протяжении двух премьерных дней сцена была окутана атмосферой ожидания и волнения. Зрители, затаив дыхание, следили за каждой деталью хореографических постановок, погружаясь в мир, созданный талантливыми авторами и артистами. Публика с восторгом следила за каждым номером, а по окончании выступления раздались бурные и продолжительные овации. Премьера балета «Сакральные танцы» стала триумфом, который надолго останется в памяти всех, кто был частью этого культурного события.