Развитие машиностроения в Казахстане: Стратегии, достижения и перспективы

Фото: МПС РК

29 октября 2024 года на заседании Правительства Казахстана выступил Канат Шарлапаев, который представил стратегию по развитию машиностроительной отрасли страны. В ходе выступления он подчеркнул ключевые аспекты для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом рынке, важность внедрения инноваций и цифровизации, а также необходимость привлечения иностранных инвесторов и локализации производства.

Основные направления развития отрасли

Институциональная поддержка: Развитие машиностроительной отрасли ведется согласно Закону «О промышленной политике» (2021) и Комплексному плану на 2024–2028 гг. Основные задачи: увеличение конкурентоспособности, доступ к финансированию, внедрение технологий, развитие кадров, повышение местного содержания и поддержка экспорта. Цель — удвоить объем производства к 2028 году.

Статус отрасли: Машиностроение занимает 20% в обрабатывающей промышленности и оказывает значительный мультипликативный эффект: одно рабочее место в отрасли создает до 7-8 мест в смежных отраслях. За 9 месяцев 2024 года инвестиции составили 124 млрд тенге, рост — в два раза.

Основные сектора машиностроения

  1. Автомобилестроение: Ведутся крупные проекты с марками CHANGAN, HAVAL, KIA и Geely. К 2025 году планируется выпуск до 90 тыс. автомобилей в год. Акцент на углубление локализации производства, в частности, производство автокресел и мультимедийных систем.
  2. Железнодорожное машиностроение: Налажено производство локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. В 2025 году запускается производство пассажирских вагонов «Штадлер Казахстан», мощностью 100 единиц в год. Планы включают модернизацию вагонного парка, снижение износа которого достигает 55%.
  3. Сельскохозяйственное машиностроение: В последние 5 лет производство выросло в 4 раза. Привлечены крупные инвесторы (Amazone, Zoomlion), развивается производство комплектующих. Центр локализации в Костанае способствует развитию инфраструктуры.
  4. Электротехническое машиностроение: Экспорт продукции (трансформаторы, аккумуляторы) продолжает расти. Введены меры для поддержки сектора, в том числе приоритет госзакупок и доступ к сырью. Ведется работа по производству энергоэффективных трансформаторов и промышленных аккумуляторов.
  5. Нефтегазовое и горно-металлургическое машиностроение: Рост объемов производства составляет 35% и 15% соответственно. Ведется работа по изменению законодательства для поддержки долгосрочных контрактов в отрасли, привлекаются международные инвесторы для внедрения перспективных технологий.

Кластерное развитие

Кластеры в Экибастузе и Сарань демонстрируют успех диверсификации экономики и создания новых рабочих мест. Планируется расширить кластерный подход на другие сектора.

Для дальнейшего роста отрасли важно усилить поддержку через долгосрочные контракты, улучшить доступ к финансированию (потребность 600 млрд тенге), и поддерживать инновации.

Exit mobile version