Фото: МПС РК
29 октября 2024 года на заседании Правительства Казахстана выступил Канат Шарлапаев, который представил стратегию по развитию машиностроительной отрасли страны. В ходе выступления он подчеркнул ключевые аспекты для повышения конкурентоспособности казахстанской продукции на мировом рынке, важность внедрения инноваций и цифровизации, а также необходимость привлечения иностранных инвесторов и локализации производства.
Основные направления развития отрасли
Институциональная поддержка: Развитие машиностроительной отрасли ведется согласно Закону «О промышленной политике» (2021) и Комплексному плану на 2024–2028 гг. Основные задачи: увеличение конкурентоспособности, доступ к финансированию, внедрение технологий, развитие кадров, повышение местного содержания и поддержка экспорта. Цель — удвоить объем производства к 2028 году.
Статус отрасли: Машиностроение занимает 20% в обрабатывающей промышленности и оказывает значительный мультипликативный эффект: одно рабочее место в отрасли создает до 7-8 мест в смежных отраслях. За 9 месяцев 2024 года инвестиции составили 124 млрд тенге, рост — в два раза.
Основные сектора машиностроения
- Автомобилестроение: Ведутся крупные проекты с марками CHANGAN, HAVAL, KIA и Geely. К 2025 году планируется выпуск до 90 тыс. автомобилей в год. Акцент на углубление локализации производства, в частности, производство автокресел и мультимедийных систем.
- Железнодорожное машиностроение: Налажено производство локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов. В 2025 году запускается производство пассажирских вагонов «Штадлер Казахстан», мощностью 100 единиц в год. Планы включают модернизацию вагонного парка, снижение износа которого достигает 55%.
- Сельскохозяйственное машиностроение: В последние 5 лет производство выросло в 4 раза. Привлечены крупные инвесторы (Amazone, Zoomlion), развивается производство комплектующих. Центр локализации в Костанае способствует развитию инфраструктуры.
- Электротехническое машиностроение: Экспорт продукции (трансформаторы, аккумуляторы) продолжает расти. Введены меры для поддержки сектора, в том числе приоритет госзакупок и доступ к сырью. Ведется работа по производству энергоэффективных трансформаторов и промышленных аккумуляторов.
- Нефтегазовое и горно-металлургическое машиностроение: Рост объемов производства составляет 35% и 15% соответственно. Ведется работа по изменению законодательства для поддержки долгосрочных контрактов в отрасли, привлекаются международные инвесторы для внедрения перспективных технологий.
Кластерное развитие
Кластеры в Экибастузе и Сарань демонстрируют успех диверсификации экономики и создания новых рабочих мест. Планируется расширить кластерный подход на другие сектора.
Для дальнейшего роста отрасли важно усилить поддержку через долгосрочные контракты, улучшить доступ к финансированию (потребность 600 млрд тенге), и поддерживать инновации.