По его словам, на отдельных участках магистральных дорог также частично сократились человеческие потери.
«Нужно эту работу продолжать. Мы неоднократно говорили, что по основным направлениям с высоким трафиком движения стране нужны дороги первой категории. Сейчас такие дороги с четырьмя и более полосами движения составляют всего 3%. Потребность страны — перевод более 6 тыс. км дорог со второй и третьей категорий в первую. Старые дороги шириной не более 7 метров с учетом технических возможностей автомобилей не способны обеспечить должный уровень безопасности и не защищают водителей от лобовых столкновений», — разъяснил спикер.
Крайне острым вопросом является и качество подготовки водителей. Как показывает анализ, основной причиной дорожных аварий, по-прежнему, является низкая дисциплина водителей. О низкой дисциплине говорят и цифры, например, пресечение более 10 млн нарушений ПДД или задержание свыше 20 тыс. пьяных водителей. Основная часть населения законопослушная, но определенная категория водителей, допускающих «пьяное» вождение и систематические нарушения ПДД всегда будут под контролем полиции.
Низкой дисциплине способствовало также снижение требований к автошколам и качеству подготовки водителей. В целях его повышения уполномоченным и заинтересованными государственными органами принят ряд организационно-практических мер. Исключена самоподготовка водителей и онлайн обучение. Регистрация автошкол и курсантов проводится в информационной системе МВД, что исключает возможность досрочной выдачи свидетельств об окончании курсов и их подделку.
«Работаем над полным переходом на электронные свидетельства об окончании курсов обучения, что исключит подделку или их формальную выдачу без прохождения обучения. В целях исключения поддельных медицинских заключений Министерством здравоохранения их выдача переведена в электронный формат. Одной из эффективных мер для повышения качества подготовки водителей будет возврат к разрешительному порядку допуска автошкол к осуществлению деятельности по подготовке водителей. Автошколы данное предложение поддерживают, потому что ожидаемого саморегулирования их деятельности не произошло, по всем направлениям наблюдаем снижение качества подготовки и оснащения», — сказал Кайсар Султанбаев.
Отдельная проблема – нелегальные автоперевозчики. Совместно с Министерством транспорта заключены меморандумы с компаниями, предоставляющими свои программы для осуществления таких перевозок, в рамках которых будут усилены требования к водителям, соблюдению ими режима труда и отдыха, прохождения медицинского осмотра, по соответствию транспорта Правилам перевозки пассажиров и багажа.
Интернет-агрегаторы уже дорабатывают программное обеспечение, а с 1 января 2025 года, согласно вступающим в силу изменениям в закон «Об автомобильном транспорте», владельцы интернет-платформ будут предоставлять заказы только тем, кто зарегистрирован как частные перевозчики.
В свою очередь частные перевозчики также обязаны будут проходить ежедневный предрейсовый и послерейсовые медосмотры; проводить ежедневный техосмотр автотранспорта; использовать леворульные технически исправные автомобили; соблюдать режим труда и отдыха водителей.
В случае невыполнения указанных требований владельцы интернет-платформ будут обязаны блокировать доступ частным перевозчикам к получению заказов.