Малый и средний бизнес Казахстана: оптимизм на фоне роста выручки и e-commerce

Казахстанский бизнес ожидает увеличение выручки в 2024 году, а рынок электронной коммерции продолжает развиваться, занимая 12,6% от общего объема торговли и выводя страну в ТОП-10 по этому показателю.

Большинство представителей малого и среднего предпринимательства считает, что вести бизнес в стране достаточно комфортно, а 63% из них ожидают роста выручки по итогам 2024 года. Таковы данные исследования, проведенного аналитическим центром ERP-системы МойСклад. В опросе приняли участие более 800 предпринимателей, работающих на рынке Казахстана.

В ходе исследования представителям МСБ попросили поделиться своими проблемами и ожиданиями. Выяснилось, что в целом 2024 год предприниматели оценивают позитивно: так, большинство (63% респондентов) ожидают роста выручки, а каждый третий опрошенный (33%) считает, что доходы останутся на уровне 2023 года. Прогнозируют падение выручки лишь 16% опрошенных МоимСкладом, рассказал на презентации исследования в Алмате CEO компании Аскар Рахимберидиев.

На серьезный рост выручки – на 50% и выше – рассчитывают 16% участников опроса, средний рост (20-50%) прогнозирует четверть предпринимателей, а небольшой рост – 21%.

За 10 месяцев 2024 года предприниматели увеличили свои обороты в среднем на 6%. Вероятнее всего, ноябрь и декабрь внесут корректировки и по итогам года рост будет еще заметнее, считает эксперт.

Основные трудности, которые предприниматели испытывают в своей работе (данные по итогам исследования):

При этом 17% респондентов заявили, что не испытывают никаких трудностей

Какую поддержку ждет бизнес от государства

17% не нужна поддержка от государства

Отрасли, в которых чаще всего работает МСП

Топ регионов Казахстана по количеству МСП

Рынок eComm: тренды и прогнозы

Уровень проникновения электронной коммерции в стране составил 12,6%. Здесь Казахстан обогнал Канаду и вошел в ТОП-10 стран по этому показателю (согласно статистике MobiLoud).

По мнению Аскара Рахимберидиева, причины роста eComm – высокий уровень цифровизации и формирование у потребителей привычки совершать покупки онлайн. «Быстрая и бесплатная доставка, возможность купить товары в рассрочку или кредит стимулируют покупательскую активность», – считает спикер.

Он также перечислил главные тренды потребительского поведения на рынке Казахстана. Среди них:

— Уменьшение среднего чека на фоне роста количество покупок. Число транзакций за 2023 год выросло на 84%, а средний чек снизился на 2,6%, составив 26,8 тыс. тенге, и эта тенденция продолжится.

— Повышение требовательности покупателей: им нужна все более быстрая доставка, в течение 1-2 часов, и бесплатно.

— Для людей важно наличие возможности купить товары в кредит или рассрочку.

— Потребителям нужно, чтобы товар был качественно представлен: фотографии, видео и описание должны быть профессионального уровня.

Тренды развития маркетплейсов

— Главный драйвер роста e-commerce в стране – маркетплейсы. За прошлый год они увеличили свою долю на рынке еще на 6%, до 89% (данные PwC Kazakhstan). За счет этого наблюдается сокращение доли интернет-магазинов.

— Лидер среди маркетплейсов – Kaspi. Он превалирует по количеству покупателей, транзакций и селлеров.

— У Ozon больше всего ПВЗ – в Казахстане работает 1300 пунктов. У Wildberries в середине 2024 года было около 1000 ПВЗ.

— Международные маркетплейсы наращивают свое присутствие в Казахстане, инвестируя большие средства в логистическую и транспортную инфраструктуры и субсидируя своих франчайзи.

— Самые быстрорастущие товары на маркетплейсах: электроника, товары для дома и ремонта, а также косметика и одежда.

По словам Аскара Рахимбердиева, на каждом маркетплейсе в Казахстане лидирует своя ниша:

Прогнозы

— Количество онлайн-покупок на маркетплейсах будет расти, пиковые значения пока не достигнуты.

— Средний чек на маркетплейсах будет снижаться, а частота покупок – увеличиваться.

— В онлайне появятся новые категории товаров, включая крупные: например, автомобили, строительная техника.

Exit mobile version