Казахстанский бизнес ожидает увеличение выручки в 2024 году, а рынок электронной коммерции продолжает развиваться, занимая 12,6% от общего объема торговли и выводя страну в ТОП-10 по этому показателю.
Большинство представителей малого и среднего предпринимательства считает, что вести бизнес в стране достаточно комфортно, а 63% из них ожидают роста выручки по итогам 2024 года. Таковы данные исследования, проведенного аналитическим центром ERP-системы МойСклад. В опросе приняли участие более 800 предпринимателей, работающих на рынке Казахстана.
В ходе исследования представителям МСБ попросили поделиться своими проблемами и ожиданиями. Выяснилось, что в целом 2024 год предприниматели оценивают позитивно: так, большинство (63% респондентов) ожидают роста выручки, а каждый третий опрошенный (33%) считает, что доходы останутся на уровне 2023 года. Прогнозируют падение выручки лишь 16% опрошенных МоимСкладом, рассказал на презентации исследования в Алмате CEO компании Аскар Рахимберидиев.
На серьезный рост выручки – на 50% и выше – рассчитывают 16% участников опроса, средний рост (20-50%) прогнозирует четверть предпринимателей, а небольшой рост – 21%.
За 10 месяцев 2024 года предприниматели увеличили свои обороты в среднем на 6%. Вероятнее всего, ноябрь и декабрь внесут корректировки и по итогам года рост будет еще заметнее, считает эксперт.
Основные трудности, которые предприниматели испытывают в своей работе (данные по итогам исследования):
- высокая конкуренция – 22%;
- нехватка средств на развитие – 21%;
- нехватка квалифицированных кадров – 20%;
- высокие налоги и законодательные барьеры – 19%;
- падение спроса – 14%.
При этом 17% респондентов заявили, что не испытывают никаких трудностей
Какую поддержку ждет бизнес от государства
- субсидии для малого бизнеса – 26%;
- гибкая система налогообложения и введение безналогового периода – 24%;
- отмена НДС – 21%;
- снижение ставок по кредитам – 19%;
- отмена проверок для бизнеса – 9%.
17% не нужна поддержка от государства
Отрасли, в которых чаще всего работает МСП
- торговля и ремонт автомобилей;
- сельское хозяйство;
- обрабатывающая промышленность.
Топ регионов Казахстана по количеству МСП
- Алматы (352,8 тыс.);
- Астана (232,8 тыс.);
- Туркестанская область (204,3 тыс.);
- Алматинская область (136,7 тыс.).
Рынок eComm: тренды и прогнозы
Уровень проникновения электронной коммерции в стране составил 12,6%. Здесь Казахстан обогнал Канаду и вошел в ТОП-10 стран по этому показателю (согласно статистике MobiLoud).
По мнению Аскара Рахимберидиева, причины роста eComm – высокий уровень цифровизации и формирование у потребителей привычки совершать покупки онлайн. «Быстрая и бесплатная доставка, возможность купить товары в рассрочку или кредит стимулируют покупательскую активность», – считает спикер.
Он также перечислил главные тренды потребительского поведения на рынке Казахстана. Среди них:
— Уменьшение среднего чека на фоне роста количество покупок. Число транзакций за 2023 год выросло на 84%, а средний чек снизился на 2,6%, составив 26,8 тыс. тенге, и эта тенденция продолжится.
— Повышение требовательности покупателей: им нужна все более быстрая доставка, в течение 1-2 часов, и бесплатно.
— Для людей важно наличие возможности купить товары в кредит или рассрочку.
— Потребителям нужно, чтобы товар был качественно представлен: фотографии, видео и описание должны быть профессионального уровня.
Тренды развития маркетплейсов
— Главный драйвер роста e-commerce в стране – маркетплейсы. За прошлый год они увеличили свою долю на рынке еще на 6%, до 89% (данные PwC Kazakhstan). За счет этого наблюдается сокращение доли интернет-магазинов.
— Лидер среди маркетплейсов – Kaspi. Он превалирует по количеству покупателей, транзакций и селлеров.
— У Ozon больше всего ПВЗ – в Казахстане работает 1300 пунктов. У Wildberries в середине 2024 года было около 1000 ПВЗ.
— Международные маркетплейсы наращивают свое присутствие в Казахстане, инвестируя большие средства в логистическую и транспортную инфраструктуры и субсидируя своих франчайзи.
— Самые быстрорастущие товары на маркетплейсах: электроника, товары для дома и ремонта, а также косметика и одежда.
По словам Аскара Рахимбердиева, на каждом маркетплейсе в Казахстане лидирует своя ниша:
- Kaspi – электроника, ювелирные украшения, одежда;
- Wildberries – товары для дома, одежда, косметика;
- Ozon – бытовая техника, автозапчасти, бакалея.
Прогнозы
— Количество онлайн-покупок на маркетплейсах будет расти, пиковые значения пока не достигнуты.
— Средний чек на маркетплейсах будет снижаться, а частота покупок – увеличиваться.
— В онлайне появятся новые категории товаров, включая крупные: например, автомобили, строительная техника.