На площадке партии Аманат состоялось заседание круглого стола на тему «Новая эра защиты прав потребителей — перспективы и решения». Инициатором выступил Комитет по защите прав потребителей МТИ РК. Круглый стол объединил депутатов, представителей государственных органов, общественных организаций и экспертов. Главной темой встречи стал законопроект о защите прав потребителей, по которому предстоит второе чтение в Мажилисе Парламента РК.
С приветственным словом выступил Председатель Комитета по эконической реформе и региональному развитию, депутат Мажилиса Парламента РК Нуртай Сабильянов, который отметил, что в рамках данного законопроекта было проведено 16 рабочих групп, депутатам поступили 264 поправки, из них 106 предложений было принято и учтено в законопроекте.
Модератор встречи и руководитель рабочей группы по законопроекту Мурат Абенов подчеркнул, что новый закон станет важным шагом в совершенствовании механизма защиты прав граждан.
«К сожалению, прежний закон оказался малоэффективным. Люди сталкивались с трудностями на каждом этапе: чтобы обратиться в суд, нужно было пройти длинный бюрократический путь. Новый проект устраняет эти барьеры, делая процесс защиты прав прозрачным и доступным», — отметил Абенов.
По словам Абенова, данный закон включен в повестку дня партии «Аманат» и поддерживается депутатами, что подтверждает его важность.
«Предыдущий закон был выхолощен, неработающий. Наши цели – создать качественный закон, позволяющий потребителю защищать себя, в том числе через институт омбудсмена и общественные объединения», — добавил он.
Работа Комитета по защите прав потребителей: достижения и вызовы
Председатель КЗПП МТИ РК Аскар Тынысбеков отметил что Комитет активно работает над расширением правовой защиты потребителей в Казахстане. Для решения существующих проблем и повышения эффективности защиты прав потребителей разработан законопроект, который был принят в первом чтении депутатами Мажилиса Парламента РК. Новый законопроект, разработанный МТИ РК, призван создать более справедливые и прозрачные условия на рынке и обеспечить защиту интересов каждого потребителя.
Основные направления его развития:
- Расширение сферы применения закона: Законопроект предусматривает распространение защиты прав потребителей на новые сферы, такие как жилищно-коммунальное хозяйство, связь, туризм и другие.
- Усиление ответственности бизнеса: Вводится гражданская правовая ответственность предпринимателей за нарушение прав потребителей.
- Повышение роли общественных институтов: Планируется создание института омбудсмена по защите прав потребителей и расширение полномочий общественных объединений.
- Регулирование электронной коммерции: Законопроект направлен на усиление контроля над электронной торговлей и защиту потребителей от мошенничества в этой сфере.
Также Председатель КЗПП рассказал о результатах проекта «Сапалы өнім», в рамках которого проводится общественный контроль качества товаров и услуг. За 9 месяцев текущего года было проверено более 1400 наименований продукции, и в 69% случаев были выявлены нарушения. За 9 месяцев 2024 года Комитетом и его региональными департаментами было рассмотрено порядка 43 тысяч обращений граждан. В результате проведенных мероприятий потребителям было возвращено более 1,3 млрд тенге.
По словам А. Тынысбекова, несмотря на рост числа жалоб, реальная картина нарушений прав потребителей еще серьезнее, так как далеко не все пострадавшие обращаются за помощью. Согласно социологическому исследованию, наибольшее недовольство казахстанцев вызывают сферы медицины, финансов, транспорта, связи, туризма и образования.
Современные технологии в защите прав потребителей
Особое внимание участники встречи уделили проблемам интернет-мошенничества. Согласно статистике, количество жалоб на нарушения в сфере электронной коммерции неуклонно растет.
Начальник Департамента по противодействию киберпреступности МВД РК Жандос Суйынбай отметил: «Сегодня почти половина всех интернет-мошенничеств связана с обманом в онлайн-торговле. Борьба с киберпреступностью — одна из приоритетных задач. Казахстан получил приглашение присоединиться к Будапештской конвенции, что позволит оперативно обмениваться информацией и находить организаторов мошеннических схем».
Такие инициативы направлены на создание безопасного цифрового пространства для потребителей. Новый законопроект включает положения, усиливающие контроль над электронной коммерцией. Это не только минимизирует риски, но и формирует доверие к онлайн-рынкам.
Участники круглого стола также подчеркнули, что цифровые технологии могут значительно упростить защиту прав потребителей. Например, система Е-Өтініш уже показывает свою эффективность, обработав порядка 8,5 тысяч обращений за этот год.
«Отечественные маркетплейсы делают всё возможное для защиты потребителей: от права на возврат товара до блокировки недобросовестных продавцов. Однако предстоит провести ещё большую работу, чтобы отрегулировать взаимодействие между покупателями и продавцами», — отметил председатель Совета Digital Kazakhstan Association Денис Степанцев.
Современные технологии не только помогают в борьбе с нарушениями, но и открывают новые горизонты для обеспечения прозрачности и оперативности процесса защиты прав. Введение таких инструментов — важный шаг к созданию безопасной и справедливой потребительской среды.
Институт омбудсмена и новые механизмы защиты
Важным нововведением в Закон «О ЗПП» станет введение института омбудсмена.
По мнению депутата мажилиса Нуртай Сабильянова, эта инициатива станет ключевым элементом защиты прав потребителей: «Сейчас идут споры и рассуждения «Кто должен назначать омбудсмена: президент или премьер-министр?» Мы должны найти оптимальное решение, чтобы обеспечить независимость этого института».
Важную роль в дискуссии сыграли участники из разных секторов, каждый из которых поделился своим мнением о том, как улучшить защиту прав потребителей в своей отрасли. Вице-министр транспорта РК Максат Калиакпаров акцентировал внимание на улучшении транспортных услуг, в том числе и в гражданской авиации, и обеспечении безопасности пассажиров. И.о. Председателя Комитета медицинского и фармацевтического контроля Министерства здравоохранения РК Асем Мергенбаева рассказала о мерах принимаемых в области здравоохранения, направленных на защиту пациентов. Председатель Комитета телекоммуникаций МЦРИАП РК Дамир Сейсембеков затронул вопросы защиты прав потребителей в сфере связи и интернета, в частности, повышения качества обслуживания. Управляющий директор АО «Казцентр ЖКХ» Укибай Нурпеисов, коснулся вопросов квитанций за услуги жилищно-коммунального обслуживания. Примечательным было выступление Еркіна Топиева, председателя ОО «Общество защиты прав потребителей», который отметил важность общественного контроля и взаимодействия с государственными органами.
Все участники круглого стола поддержали основные положения законопроекта и выразили готовность внести свои предложения.
По словам М. Абенова, важно учесть мнение всех сторон: от представителей госорганов до общественных организаций и бизнеса. «Наша цель — не только обновить закон, но и создать условия, при которых каждый гражданин сможет эффективно защищать свои права. Потому, приглашаем всех заинтересованных к активному диалогу. Только вместе мы сможем создать законодательство, которое будет соответствовать вызовам времени и интересам наших граждан», — подчеркнул он.
Комитет по защите прав потребителей продолжит работу над законопроектом, направленным на усиление правовой базы и повышение ответственности участников рынка. Законопроект будет доработан с учетом всех поступивших предложений и вынесен на второе чтение в Мажилисе.
Новая эра защиты прав потребителей начинается уже сегодня — с открытого диалога и совместных усилий всех сторон.