Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич,
Обращаемся к Вам от имени Альянса отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ в связи с возобновившимися инициативами профильных госорганов по внедрению маркировки товаров контрольно-идентификационными знаками.
Позиция бизнеса по маркировке была выражена в письме НПП «Атамекен» на имя О. Бектенова от 12.11.2024 исх. 14600\-08. В свою очередь советник президента К. Есекеев направил на Ваше имя предложения об ускорении процесса маркировки и обеспечения прослеживаемости в Казахстане, а также о расширении перечня товарных групп (письмо от 20.11.2024 по которому были соответствующие поручения премьер-министра РК).
В качестве обоснования усиления мер по маркировке приведены данные по результатам уже введенных в проект товарных групп с 2020 г. По мнению Агентства по стратегическому планированию РК, маркировку необходимо расширить еще на 9 товарных групп с высокой ненаблюдаемой долей в экономике от 10% до 86% (молочная продукция, сахаросодержащие напитки, соки, растительное масло, алкоголь, пиво и др.).
Бизнес категорически не согласен с положительной оценкой пилотных проектов и уровня нелегального «серого» оборота по вышеуказанным товарным группам по следующим причинам:
Итоги уже проведенных пилотов в молочной отрасли и безалкогольных напитках показали рост себестоимости продукции на 29%, а его дальнейшее движение по товаропроводящей цепи — еще на 10%. При необоснованной стоимости марки — 3 тенге за единицу продукции, ее нанесение, например, в сегменте обуви вызовет расходы от 550 тенге с каждой пары до нескольких тысяч тенге у малых предпринимателей.
Инициаторы маркировки приводят в пример успешный опыт стран ЕАЭС. Вместе с тем, к примеру, в РФ только в сфере бутилированной воды на сегодняшний день из-за невозможности внедрения маркировки уже закрыли свой бизнес более 60% микро-предприятий, а при опросе участников рынка еще более 20% опрошенных заявили о вероятном закрытии бизнеса.
В случае с Казахстаном посредством маркировки так и не удалось решить проблему нелегального оборота в табачной отрасли: по данным Nielsen в 2021 году нелегальный оборот составлял 3%, а уже в 2023 году — 9%. Это при том, что представители табачной индустрии добровольно и активно содействовали в запуске обязательной маркировки. Госорганы в качестве положительных результатов маркировки отчитались о росте поступлений налогов, который фактически формируется за счет ежегодного увеличения ставки акциза на табачные изделия.
Уполномоченные госорганы постоянно ссылаются на нелегальный оборот в сегменте малого бизнеса. При этом они не учитывают, что из-за развития электронной коммерции и эффекта масштаба малая розничная торговля не выдерживает конкуренции и стремится занизить оборот по реализации, чтобы не стать плательщиком НДС и не нести дополнительные расходы. Проблему нелегального оборота в малом бизнесе сможет кардинально решить только новый налоговый кодекс, который должен быть принят 1.01.2026 г. и новые инструменты для МСБ, заложенные в нем.
Мы безусловно поддерживаем усилия государства по обеспечению прослеживаемости и полноты уплаты всех налогов. Так, КГД МФ РК первыми среди стран ЕАЭС внедрили эффективные методы встречного контроля НДС через выписку счет-фактур. Этот и подобные инструменты успешно развиваются и перешли в цифровой формат в виде ЭСФ, электронной таможенной декларации и кассовых аппаратов с функцией передачи данных. Анализ полученных данных уже сейчас позволяет обеспечить прослеживаемость товарных групп.
Как показали итоги пилотных проектов оператора — АО «Казахтелеком», маркировка «Data Matrix» является сложной, дорогой в обслуживании и не достигает заявленных целей. На рынке уже имеются ряд технических решений, предлагаемых операторами — участниками телекоммуникационного рынка без взимания оплаты за каждый QR код, в том числе АО «ИУЦ» МФ РК. Бизнес готов предметно обсудить подобные подходы к маркировке по принципу «невидимый полицейский».
Важно также отметить необходимость неукоснительного соблюдения всех процедур (в том числе АРВ и положительного заключения уполномоченного госоргана) при принятии решения о введении новых товарных групп согласно Соглашению о маркировке ЕАЭС от 2.02.2018 г.
С учетом вышеизложенного, просим Вас поручить Правительству:
- утвердить добровольный формат маркировки для предпринимателей, осуществляющих экспорт продукции на рынки, где есть требование о наличии маркировки;
- рассмотреть возможность отмены института единого частного оператора маркировки в зависимости от товарных групп (по примеру АО «НИТ»);
- по новым товарным группам принимать решения о внедрении маркировки после вступления в силу нового налогового кодекса.