Недавно театралов г.Алматы собрала и порадовала прекрасная премьера казахской оперы «Хан Султан. Алтын орда», состоявшаяся в Национальном театре оперы и балета им. Абая. На сцене воплотился великолепный творческий замысел и огромный труд креативной команды – композитора, дирижёра и оркестра, режиссёра-постановщика и со-режиссёра (оба синьора-режиссера из Италии), оперных исполнителей, танцовщиков и танцовщиц балета, костюмеров и декораторов, осветителей – всю команду не перечислить. Все три дня в театре был аншлаг!
Всё, что происходило на сцене было волшебно! Красивая музыка, красивые артисты и чистые, как струны небесной Души, голоса! Действо буквально завораживало с первых аккордов и звуков. Интересна, конечно, историческая тема сюжета оперы, её современная интерпретация, инновационные технологии светового оформления и спецэффектов! И зрители всем залом с огромным удовольствием погрузились в это волшебство. Но!
Как всегда, найдутся люди, которые обязательно испортят окружающим настроение и праздник.
Согласитесь, что посещение театра – ПРАЗДНИК. И все мы, зрители — гости на этом празднике. Для нас приготовили встречу с высоким искусством, для нас старались, создавали, творили, репетировали и открыли гостеприимные двери великолепного оперного театра, чтобы подарить нам красоту!
Есть казахская народная пословица: «Өлең – алтын, сөз – күмыс». Считаю, что опера – синтез высшего музыкально-поэтического искусства! Честно признаюсь, что люблю оперу больше балета и высоко ценю нашу казахскую оперу. А новая опера, уверена, стала яркой и золотой страницей в нашем национальном искусстве. Финал оперы вызвал бурные овации зала и благодарные букеты от зрителей за профессиональное мастерство исполнителей!
Напомню про вышесказанное «НО!» Но были в зале люди, которые своим бескультурным поведением во время спектакля портили нервы истинным театралам! Они мешали и зрителям, и артистам. Их дикие выходки во время спектакля били по моим нервам, буквально, как внезапные и нежданные молнии. Расскажу по порядку о том, что происходило в зале, пока артисты для нас старались на сцене.
Кто-то не удосужился отключить мобильный телефон! Это моветон. И телефоны иногда где-то в зале или рядом нагло тренькали. Маскара! По-моему, отключить звук мобильного устройства — это самое первое и важное требование при посещении любого культурного мероприятия. Об этом администрация театра вежливо предупреждает зрителей до начала спектакля. Но, увы, находятся бескультурные посетители, которые игнорируют это «золотое правило». И все вокруг начинают отвлекаться от сцены, зыркая возмущенными взглядами в поисках этого некультурного элемента, который нервирует и тупо мешает зрительскому восприятию. И, конечно, стать такой «чёрной вороной» под убийственными взглядами окружающих – позор для этого зрителя. Периодически в зале раздавался чей-то противный кашель! И этот неприятный лишний звук в потоке прекрасной музыки, чувственного исполнения арий артистами оперы вносил жуткую дисгармонию!
Запомните, люди. Главное правило театра – абсолютная тишина в зале!
Нельзя шуршать, шаркать ногами, кашлять, чихать, что-либо кушать, пить, звонить, фотографировать, говорить между собой (даже в полголоса), а тем паче, говорить по телефону, подпевать и т.д. Нельзя производить никакой свой шум!!! Не забывайте, что вы в гостях, а гости должны соблюдать приличия, то есть «Театральный этикет» (эти правила приведу далее). Если приболели, лучше сидите дома и лечитесь, а билет подарите или продайте, но не надо идти в театр, дабы не заражать вирусами людей, включая артистов, а также не мешать артистам на сцене. Ну а если вдруг запершило в горле, лучше тихо покинуть зал и прийти в норму. В Германии на входе в некоторые театры зрителям вручают мятные леденцы, например. Люди с проблемой дыхания, должны заранее о себе позаботиться, чтобы не стать «чёрной вороной» посреди спектакля.
Но и далее по ходу оперы происходили не сценарные зрительские провокации: пару-тройку раз кто-то что-то громко уронил на пол! Кто-то уронил бутылку и было слышно, как она покатилась! Этот наглый грохот вызвал у меня культурный шок! Стресс и возмущение. Ну, честное слово, это анти-культурное поведение зрителей в Храме искусства реально нервирует и раздражает, мягко говоря. И мне становится стыдно перед артистами за таких вот «горе-театралов». А ведь у артистов тонкий музыкальный слух. И, поверьте, им также неприятно, слышать все эти диссонансы, у них тоже нервы не железные. За моей спиной сидели две пожилые (с виду приличные) казашки и вслух комментировали оперу. Мне пришлось пару раз обернуться на них и пронзить выразительным взглядом, чтобы не мешали. Потом вдруг громко на весь зал заплакал малолетний ребёнок, и его молодая мамаша побежала с ним вон из зала! Зачем несмышлёного и неподготовленного малыша приносить на оперу?!
На премьере 1-го декабря побывала моя хорошая знакомая, правозащитница Бакытжан Торегожина, её видео-reals из зала оперного театра перед спектаклем я увидела в Facebook и порадовалась за неё, но опять же расстроилась, так как в поле зрения камеры попал парнишка, сидевший в центре зала в кепке! Ну и ну! Неужели ему неведомо, что в театре надо снимать головные уборы?! Вот так конфуз и позор для него. Я спросила Бакытжан: «Как вели себя зрители в зале во время спектакля?»
— Если бы только кепка! Слева от меня девушка всю оперу «сидела» в телефоне. Впереди тётка фотографировала со вспышкой! Сзади – апашка комментировала во весь голос. Это какая-то жесть! ((
В целях «чистоты эксперимента» я спросила тех, кто был на премьере оперы в другой день, выяснилось, что в зале тоже шумели. В итоге, все 3 дня премьеры некоторые зрители нарушали этикет!
В ходе подготовки материала, я созвонилась с композитором оперы Хамитом Шангалиевым, чтобы узнать, как вели себя зрители и что он думает на счёт бескультурного поведения некоторых особей, ведь он все 3 дня находился в зале во время спектаклей: «Некоторые люди как будто пришли не получить удовольствие, а с настроем «ну-ну, посмотрим, что вы нам покажете», некоторые постоянно что-то писали в телефоне и свет экрана слепил всех, кто сидел рядом. Рядом со мной сидел улкен кici и громко отвечал по телефону «я не могу говорить, я в опере!» — и так несколько раз. Чей-то маленький ребёнок громко заплакал! Она его вывела из зала. Я пытаюсь не обращать внимание на всякие шумы и кашли, но когда кто-то рядом с тобой сидит и мешает, это показывает его низкий уровень воспитания. Казалось бы, в театре все должны придерживаться определенной культуры поведения. Но, увы, не все это соблюдают».
— Хамит, скажите пожалуйста, какие будут Ваши пожелания к зрителям театральных спектаклей?
— Приходите подготовленными, сосредоточенными и придерживайтесь правил театра. Именно оперу и балет надо слушать и смотреть сосредоточенно. Моё пожелание, чтобы люди относились к нашему творчеству с уважением.
На мои вопросы ответила специалист по Связям с общественностью НАТОБ им. Абая Шынар Омарова: «Во время спектаклей я по долгу службы всегда нахожусь в зале и часто вижу неприемлемое поведение зрителей. Во-первых, не отключают телефоны. Во-вторых, постоянно фотографируют со вспышкой сцену и записывают видео! Эти действия категорически запрещены в нашем театре. Об этом предупреждает зрителей наш диктор перед спектаклем. Но люди, как будто не слышат и нарушают общепринятые правила. В-третьих, они громко роняют эти свои гаджеты! Лишний шум на весь зал! Отвлекает и мешает другим зрителям. Значит, этот посетитель не только нарушает этикет в театре, но и не уважает артистов и зрителей. Во Франции, например, включают красную лампу, которая глушит самовольную и незаконную съёмку со стороны зрителей. Но у нас в театре такой лампы нет, её надо заказать через госзакупки. Это очень долго… Самое кошмарное, когда люди сидят в зале и едят во время спектакля! Была у нас как-то раз группа зрителей-китайцев, которые принесли с собой чипсы, поп-корн, бургеры, лапшу и всё это шумно поглощали!» Я с ужасом мгновенно представила эту картинку и шум от их обжорства в зале! Картинка – ужастик!
— Даже лапшу?! Ну и ну! Такое поведение вообще ни в какие ворота! Неужели у них в Китае все так себя ведут в театре?! Для приёма пищи есть антракт и буфет. Надо было вывести их из зала. Но тогда это помешало бы другим зрителям и артистам. Вообще-то, во всём мире признано, что китайские туристы – самые бескультурные: громко говорят, ходят и сидят, даже испражняются на газонах, едят и мусорят и т.д. Для них даже пишут специальные таблички на их языке.
После этого разговора я позвонила вице-консулу КНР в г. Алматы, чтобы спросить, как ведут себя китайские театралы в опере в Китае. Но телефон не отвечал. Бог с ними, с китайцами! Меня больше волнует наш казахстанский зритель и его культура поведения в театре, в музее, на классическом концерте. Понимаю, что в г. Алматы, кроме коренных алматинцев, впитавших в себя культуру с молоком матерей, проживает огромное количество приезжих, на спектакли ходят и командировочные из разных регионов Казахстана. В разных регионах республики – разный менталитет, разное воспитание. Но, как говорится, будьте добры, соблюдайте правила приличия в гостях, а именно, в Храме искусства и культуры! Казахская поговорка гласит: «Бала тәрбиесы — бесыктен» (Ребёнка воспитывай с колыбели), а также «Әдепты бала – арлы бала. Әдепсыз бала – сорлы бала» (Воспитанность ребёнка – его счастье. Невоспитанность – его несчастье). Коротко и ясно.
Вспомнила ЧП на концерте open-air где-то в области на празднике Наурыз несколько лет назад. Представьте картинку: солнце светит, нарядная сцена в степи, на которой поёт наша любимая певица Роза Рымбаева, вокруг неё танцуют девушки в национальных нарядах. Зрители вокруг сцены подпевают и пританцовывают. Праздник и отличное настроение! Но тут вдруг на сцену залезает верзила, ломится к Розе Р. с телефоном и предлагает ей сделать с ним селфи. Она продолжает петь, а он мешает ей и танцовщицам, не отстаёт и машет телефоном перед ней! Тогда Роза Куанышбаевна, продолжая петь, толкает его со сцены, а сама дальше поёт! Наконец, кто-то из администрации очухался, выбежал на сцену и увёл того бескультурного недотёпу. Я представила всю бурю эмоций, охвативших Розу Рымбаеву во время этой дикой выходки со стороны бескультурного зрителя! И она, как истинный профессионал, проявила выдержку, не прервала концерт, не сказала ему то, что надо было сказать, чтобы слез со сцены и не мешал выступлению и другим зрителям! Эта хрупкая женщина восхитила меня тем, что мужественно и технично противостояла невоспитанному элементу на сцене, не прерывая Песню. Он, кстати, был в 2,5 раза выше и шире артистки! Неотёсанный бугай. Видео гуляло в соцсетях и вызвало бурную реакцию у пользователей. Но какую? Пользователи изрыгали ругательства и проклятия в адрес нашей народной артистки! Писали оскорбительные комменты и всякую несусветную чушь о том, какая она высокомерная, что могла бы сфотаться с этим простым парнем, что она грубо толкала его и показала своё неуважение к этому зрителю и т.д. Тогда, конечно, я вступила в перепалку с теми злобными комментаторами, объясняя им, что они не правы и тот, кого они так яро защищают, дико не прав, вёл себя хамски и бескультурно. Он мог бы дождаться финала, подарить цветы певице и девушкам (хотя бы), а потом уже вежливо попросить сделать с ним селфи. Считаю, что это единственно правильное поведение зрителя. Но вёл он себя неприемлемо для человека, как дикий медведь из дикого леса. Стыдно за таких невежд из народа. Надо поднимать общий культурный уровень.
За несколько дней до посещения оперного театра, мы с подругами побывали на концерте органной музыки в Большом зале консерватории им. Курмангазы. И поведение зрителей на концерте – небо и земля – по сравнению с поведением зрителей в opera! Видимо, публика была совершенно разная. Здесь были подготовленные, культурные зрители: в основном, музыканты, преподаватели «консы» (алматинский сленг), друзья и родители виртуозных исполнительниц. Телефоны не трендели. Зрители не разговаривали между собой. Атмосфера царила идеальная для всех ценителей великой органной музыки Иоганна Себастьяна Баха и других композиторов. Мы получили истинное наслаждение от концерта! Расходились вдохновленные, просветлённые, в прекрасном настроении.
Не собираюсь читать морали о культурном поведении, но, думаю, что надо что-то делать, чтобы окультуривать нашего невежественного зрителя, особенно тех, у кого наблюдаются явные пробелы в культурном воспитании. Нас, например, родители с детства водили в Кукольный театр, в цирк, на концерты во Дворец Республики и спектакли в ТЮЗ, в музей им. А. Кастеева. Естественно, нас предварительно информировали о поведении и о том, что во время представления нельзя проситься попить или сбегать в туалет! В старших классах мы сами дружно ходили в театр, и классная руководитель заранее для профилактики оглашала нам правила поведения в театре во время спектакля. Что ж, это было совсем не лишним.
Министерству культуры предлагаю запустить видеоролики о том, как должны себя вести люди в учреждениях культуры и искусства (идея для серии таких роликов у меня есть). В детских садах и школах нужно проводить тематические «Часы Культуры», например. Скоро новогодние ёлки и представления для детей, поэтому родителям, воспитателям и учителям нужно их заранее подготовить, чтобы на спектаклях дети вели себя достойно и вежливо. Ибо культура прививается человеку с самого раннего детства.
А в качестве фантазии предлагаю самый действенный метод по воспитанию и наказанию нарушителей «Театрального этикета»: все кресла в зале должны быть оборудованы автоматическим устройством, чтобы плавно уходить вниз и удалять конкретного невоспитанного элемента из зала, дабы не мешал другим зрителям вникать в представление. Зазвонит телефон или захрустит чипсами – катапультируют вниз в подвал и больше не пускают в зал. Пусть он в буквальном смысле проваливается от стыда под землю. Шық и адью, дорогой невоспитанный гость!
*Инфо. «Театральный этикет», который с детства должен знать каждый культурный человек:
1. На спектакль/концерт надо приходить заранее, за 20-30 минут до начала, чтобы спокойно раздеться, поправить причёску, купить программку, занять свое место, не дожидаясь 3-го звонка. Опаздывать в театр неприлично;
2. Сдавая верхнюю одежду в гардероб, нужно элегантно перекинуть её через перекладину, тем самым облегчить труд гардеробщиц, к тому же петли, на одежде, должны быть целыми;
3. Зеркала в фойе театра — для быстрого взгляда на свой внешний вид, но не для самолюбования шикарным туалетом и «наведения марафета» (для этого в театре есть туалетные комнаты, где можно поправить наряд, причёску, попудрить носик, подрисовать губки и т.д.);
4. На праздник принято приходить в нарядной одежде, соблюдать дресс-код. Ни в коем случае не в джинсах, кроссовках, свитерах, рабочих комбинезонах, кепках и прочих камуфляжных одеждах! Для мужчин — свежевыглаженная сорочка и костюм, а в случае гала-вечера уместен смокинг. Для зрительниц – вечерние или нарядные платья, но не с глубоким декольте. Нельзя оставаться в головном уборе, чтобы не загораживать людям обзор сцены. Объёмные высокие прически и очень резкие духи недопустимы. Пользуйтесь парфюмом в меру, т.к. в зале могут находиться аллергетики и люди, весьма чувствительные к запахам;
5. Проходить по своему ряду нужно лицом к зрителям, тихо извиняясь за беспокойство;
6. Подойдя к своих местам, кавалер ждёт, когда дама выберет более удобное место, после чего садится сам;
7. Если вы обнаружили, что ваши места заняты, предъявите сидящим на них свои билеты, вежливо попросите их освободить. Если произошла ошибка, и на одно место выписано сразу несколько билетов, то обратитесь к служащим театра, они обязаны решить возникшую проблему;
8. Помните, занимать чужие места неприлично. Во-первых, вы доставляете беспокойство тем людям, которым придётся доказывать, что это их места. Во-вторых, вам самим будет неловко, когда на глазах у всего зала вас будут «прогонять»;
9. Если вы опоздали, обратитесь к дежурной по залу, она найдёт вам свободное место, либо попросит пройти на балкон. После окончания первого акта вы можете занять место, согласно купленному билету;
8. Если вы увидели в зале знакомых, не нужно кричать, либо махать руками. Вполне хватит улыбки и кивка головой;
9. Место в ложе можно занять после того, как погаснет освещение;
10. Правила поведения в театре гласят, что запрещено заходить в зал с шоколадом, бутербродами, яблоками, напитками. Нельзя шуршать обёртками от конфет либо открывать шипучие напитки, пить их, кушать какую-либо еду. Если вы проголодались, перекусите в буфете в антракте;
11. Запомните! Неприлично разглядывать присутствующих в бинокль;
12. По правилам этикета, сидя в кресле, не следует класть одну ногу на другую, сидеть на краешке кресла или облокачиваться на спинку переднего сидения, нельзя разваливаться в кресле. Не забывайте, что ваш подлокотник — правый;
13. Главное правило – абсолютная тишина в зале! До начала спектакля необходимо выключить или перевести в беззвучный режим мобильный телефон. Нельзя постукивать ногами в такт музыке, стучать рукой по подлокотникам кресла. Не нужно разговаривать или перешептываться. Всё это отвлекает не только соседей, но и мешает актёрам войти в роль. Обсуждать представление и игру актёров принято во время антракта.
14. Если спектакль вам не понравился, покиньте театр в антракте, чтобы не причинять неудобств соседям, внимательно следящими за происходящим на сцене.
15. Про аплодисменты. Выражайте эмоции негромкими аплодисментами без свиста и топанья. Аплодисменты уместны в конце каждого акта, при удачных сценах или ариях (в опере), по завершении представления. Неуместное хлопанье и выкрики мешают целостному восприятию представления. Вызывать артистов «На бис» можно не более 3-х раз;
16. Согласно театральному этикету, слово «Браво!» зрители могут кричать артисту-мужчине. Слово «браво» — это итальянское прилагательное единственного числа мужского рода. Артистке-женщине надо кричать «Брава!», если исполнителей несколько, то — «Брави!»/«bravi».
17. Некультурно бросать цветы к ногам актёров или для вручения букета выходить на сцену. Букет для любимого актёра следует дарить лично в руки и в проходе у авансцены, либо передавать через работников театра, приложив открытку или визитную карточку;
18. По окончании спектакля, по правилам этикета, запрещено срываться с места, когда представление ещё не закончилось. Это всё равно что, находясь у кого-то в гостях, резко убежать, не попрощавшись. Как правило, артисты выходят на поклон, поэтому нужно дождаться, когда актёры покинут сцену и спустится занавес;
19. Покинув зал, не надо суетиться и бежать в гардероб. Спокойно спуститесь в фойе. Если очередь большая, можно прогуляться по холлу и подождать, пока она уменьшится;
20. После спектакля кавалер обязан проводить свою даму домой. Мужчина может спутницу в кафе или ресторан, чтобы в приятной обстановке обсудить пьесу. Кстати, вокруг нашего оперного театра предостаточно симпатичных кафе;
21. Совет! Идти в театр надо в отличном расположении духа. Ведь доброжелательные зрители создают благоприятную атмосферу для игры актёров. А не наоборот, как некоторые думают, что «лицедей», должен развлекать зрителей и поднимать настроение. Это как раз то нелицеприятное поведение, о котором высказал мнение композитор оперы выше;
22. Этикет гласит: ведите себя вежливо и доброжелательно к окружающим во время пребывания в театре. Гармоничное поведение в театре подарит вам настоящий праздник и душевную теплоту. Только тогда вам достанутся самые приятные и лучшие впечатления, которые запомнятся надолго, до следующего похода в Театр!
К.Станиславский называл зрителя «третьим творцом спектакля». Так что будьте со-творцами спектакля, но не забывайте о правилах поведения в гостях. Помните о своей достойной уважения зрительской роли в театре. Ведь не у всех казахстанцев, к сожалению, есть даже такая возможность. А вы – счастливчики!
(или: А вы в этом плане – счастливчики!)
Журналист Анар Аққозы, Алматы.