Результаты пилотного проекта по ваучерному финансированию дошкольного образования: прозрачность, качество и эффективность

Пилотный проект по внедрению ваучерного финансирования дошкольного образования, реализуемый в Таразе, Шымкенте, Туркестане и Уральске, доказал высокую эффективность и соответствие ключевым принципам реформы: справедливости, качества, прозрачности и эффективности. Новый механизм стал важным шагом в обеспечении равного доступа к дошкольному образованию для всех детей и их семей.

Одним из значимых достижений стало решение проблемы «ловли мест» в дошкольных учреждениях: очередь на получение ваучеров движется исключительно вперед. Система обеспечила равные условия для всех участников, это подтверждают 30,8 тыс. новых заявлений от родителей. В Таразе и Туркестане полностью удовлетворена очередь для детей от 2 лет, а в Шымкенте и Уральске зафиксирована положительная динамика сокращения очередей. Благодаря успешной реализации в Таразе принято решение расширить доступ к ваучерам для детей с 1,5 лет.

Новая система ваучерного финансирования предоставила родителям свободу выбора дошкольной организации и возможность переходить между учреждениями без потери ваучера. Это стимулировало образовательные учреждения активно повышать качество услуг и конкурировать за внимание родителей. В результате начал формироваться объективный «народный рейтинг» дошкольных организаций. 

Все бизнес-процессы были автоматизированы, что позволило исключить бумажный документооборот. Разработанный цифровой модуль предоставляет возможность вести «цифровой портрет» каждого ребенка, включая информацию о размере ваучера и траектории движения средств. 

Кроме того, в рамках пилотного проекта была внедрена система управления рисками. Это позволило своевременно выявлять аномалии в процессах и принимать необходимые меры для их устранения, что дополнительно укрепило доверие к системе. 

Результаты пилотного проекта по городам

В ходе реализации проекта в Таразе выявлены такие нарушения, как регистрация воспитанников из других регионов, отсутствие налоговых поступлений и фальсификация данных. В результате проверок удалось достичь прямой экономии в размере 600 млн тенге за 2 месяца, а общая экономия за счет сокращения очереди составила 5,4 млрд тенге.

В Шымкенте обнаружены схожие проблемы, включая несоответствия в данных. Финансирование одной из дошкольных организаций было приостановлено. Экономия за счет учета фактического посещения детей составила 1,5 млрд тенге.

В Туркестане выявлены случаи регистрации воспитанников, фактически проживающих в других регионах. Это позволило достичь экономии 50 млн тенге за месяц, а общая условная экономия за счет сокращения очереди составила 168 млн тенге.

В Уральске установлено, что часть воспитанников прикреплены к организациям других регионов. Экономия средств за счет устранения этих несоответствий и сокращения очереди составила 147 млн тенге.

Пилотный проект подтвердил свою эффективность не только в сокращении очередей, но и в предотвращении необоснованных расходов, что создает прочную основу для дальнейшего масштабирования системы ваучерного финансирования.

С 26 декабря столичные детские сады начали переход на новую систему. Для этих целей проведены разъяснительные мероприятия и подготовка к переходу на новую систему. В 2025 году проект по ваучерному финансированию планируется внедрить в других городах Казахстана. Для распространения успешного опыта реализации проекта запланированы выездные мероприятия в Шымкенте и Таразе, которые стали примерами эффективной работы и достигли значительных результатов в рамках пилотной программы.

 

#Образование


Exit mobile version