До 21 декабря 2024 года полномочия Банковского омбудсмана ограничивались разрешением споров по ипотечным кредитам, то есть банковским кредитам, обеспеченным залогом. Это было обусловлено ростом курса доллара после кризиса 2008 года и сложностями с выполнением обязательств по кредитам. В то время произошло значительное снижение цен на недвижимость, из-за чего заемщики не смогли полностью рассчитаться с банками при продаже. В 2011 году был создан институт Банковского омбудсмана.   

Банковский омбудсман страны Дархан Нурпеисов на пресс-конференции СЦК, отметил, что его основной задачей является урегулирование споров между заемщиками-физическими лицами и банками, а также коллекторскими организациями в досудебном порядке.   

«Банковский омбудсмен формулирует предложения по развитию банковского законодательства и банковских услуг. Таким образом, он способствует повышению прозрачности банковских услуг и доверия к кредитным организациям. Банковский омбудсман в своей работе придерживается следующих принципов: Законность и право, Справедливость и беспристрастность, Банковская тайна. В последние годы благодаря введению мер регулирования и реализации государственной программы рефинансирования ипотечных кредитов, количество проблем, связанных с получением ипотечного кредита, уменьшилось. Это отразилось и на статистике: доля жалоб по ипотечным кредитам не превышала 30% от общего количества заявок, основная часть от общего количества жалоб была связана с потребительскими кредитами», – рассказал спикер.  

В связи с этим по инициативе Банковского омбудсмана Агентством по регулированию и развитию финансового рынка Республики Казахстан подготовлен законопроект, расширяющий компетенцию Банковского омбудсмана по разрешению споров, возникающих по всем видам договоров банковского займа. Это условия ипотечного, потребительского и автокредитования. Данную инициативу поддержали депутаты Парламента, банки и Ассоциация финансистов Казахстана, а 19 июня 2024 года Глава государства подписал закон, расширяющий компетенцию Банковского омбудсмана с 21 декабря 2024 года. В результате увеличилось количество заявок по всем видам банковских кредитов.  

Следует отметить, что Институт Банковского омбудсмана в Казахстане играет важную роль в защите прав и интересов граждан, способствует повышению правовой и финансовой грамотности населения, а также доверия к банковской системе.