К примеру, устаревшая материально-техническая база вузов, недостаточная связь между вузами и реальным сектором экономики, низкая популярность инженерных профессий среди молодежи и другие. Для решения этих вопросов уже запущены ключевые инициативы.  

«Прежде всего, модель подготовки предусматривает раннюю профориентацию с открытием инженерных классов в школах, а также полную интеграцию технических вузов с производством. В реализацию Концепции развития высшего образования осуществляется переход на модель опережающего кадрового обеспечения, который реализуется в рамках проекта «Мамандығым–Болашағым». Участвуют 20 региональных вузов из 17 регионов. В 9 — разработаны региональные Атласы профессий по 45 отраслям и определены более 500 новых профессий», – отметила спикер.  

В результате в 91 вузе разработаны 902 новые образовательные программы на основе отраслевых Атласов новых профессий и региональных карт. Более 100 тыс. школьников прошли профдиагностику через платформу Edunavigator. kz, из которых более 12 тыс. выбрали инженерное направление в качестве своей будущей профессии. Также на базе вузов создано более 30 центров компетенций, которые ведут работу от опросов работодателей до разработки региональных карт и новых программ подготовки кадров на основе Атласа профессий.   

«Во-вторых, в рамках поручения Главы государства от 1 сентября 2024 года на базе 8 вузов начата подготовка кадров по индустриальному РhD. 94 докторанта начали экспериментально-исследовательскую работу совместно с крупными производственными компаниями. Они будут решать конкретные задачи предприятий и предложат рационализаторские предложения. Предусматривается постепенное увеличение числа докторантов по данной программе», – сообщила представитель ведомства. 

В вузах Казахстана сегодня обучаются свыше 31 тыс. иностранных студентов. Ежегодно государство выделяет средства на привлечение 200 зарубежных ученых. Министерством науки и высшего образования проводится значительная работа по трансформации Казахстана в образовательный хаб Центральной Азии с привлечением партнеров изо всех регионов мира. 

В настоящее время установлено 34 стратегических партнерства с вузами 12 стран, открыто 16 филиалов вузов США, Великобритании, Италии, КНР, РФ, Франции, Южной Кореи. 

Большинство программ и специализаций ориентировано на подготовку кадров технического профиля. Подбор зарубежных вузов-партнеров проведен с учетом экономической потребности в отдельных отраслях, а также запросов и предложений регионов. Например, филиал британского вуза Heriot Watt University создан на базе Актюбинского университета для подготовки кадров по программам «Электротехника и энергетика»; «Горное дело и добыча полезных ископаемых»; филиал РХТУ на базе Таразского университета – для подготовки кадров в области химии и химических технологий и другие. Такой подход позволит выпускникам быть востребованными для местных предприятий и более конкурентоспособными на международном уровне.