В Главной транспортной прокуратуре проведена коллегия по итогам работы за 2024 год

На заседании коллегии подведены итоги работы Главной транспортной прокуратуры за 2024 год.

В минувшем году основным приоритетом работы было обеспечение безопасности граждан на транспортных объектах, что определило основные направления надзорной деятельности органов транспортной прокуратуры.

По результатам анализа аварийных инцидентов, произошедших на транспорте в предыдущие годы, определены три ключевые проблемы всей транспортной инфраструктуры республики.

Первая проблема – общая изношенность инфраструктуры, недостаточный уровень технологического развития.

По сведениям Министерства транспорта железнодорожные магистрали изношены на 57%, устаревший локомотивный парк КТЖ составляет 61%.

По актам прокуратуры за различные нарушения безопасности закрывались 29 магистральных путей протяженностью около 300 км. За нарушение сроков сертификации отменена государственная регистрация и запрещена эксплуатация 396 грузовых вагонов.

Введение подобных строгих ограничений на железнодорожных объектах до недавнего времени прокуратурой не практиковались. Однако, их применение задало динамику по исправлению этой ситуации.

Так, КТЖ приступило к реальному решению застоявшихся проблем принятием совместно с Министерством транспорта Дорожной карты по устранению выявленных прокуратурой нарушений железнодорожной безопасности.

В План ее реализации вошли инвестиционные меры по ремонту 70 критически дефектных мостов до 2027 года, 11-ти тысяч км магистральных путей до 2029 года, обновление парка подвижного состава и осуществление других сопутствующих мероприятий.

Особое внимание уделялось вопросам безопасности передвижения граждан по автомагистралям республиканского и международного значений. Уполномоченным организациям прокуратурой указывалось на неукоснительное соблюдение Закона «Об автомобильных дорогах», необходимость своевременной организации дорожного движения на автодорогах в условиях снежных заносов, а также расширение парка специальной техники.

В этом направлении в 2023-2024 годах транспортными прокурорами внесено более 20 актов надзора, по которым 30 сотрудников КазАвтоЖола привлечены к ответственности за ненадлежащую подготовку к зимнему периоду.

Вторым проблемным вопросом транспортной инфраструктуры республики остается дефицит квалифицированных специалистов.

К примеру, из-за слабого профессионального уровня сотрудников Управления по расследованию авиационных происшествий Министерства транспорта, расследование крушения в 2019 году самолета авиакомпании БекЭйр продолжалось более 5 лет. Из 6-ти раследователей УРАПИ лишь один обладал достаточным опытом. Аналогичная ситуация складывалась в Авиационной администрации Казахстана, которая испытывала дефицит квалифицированных кадров.

После ряда представлений прокуратуры Министерство транспорта в 2024 году организовала курсы повышения квалификации и стажировки для своих сотрудников, в т.ч. за рубежом, пересмотрен кадровый подход к формированию штата расследователей. В определенной степени это положительно сказалось на качестве и уровне расследования последней катастрофы самолета азербайджанских авиалиний вблизи г.Актау.

Продолжая тему безопасности авиационной отрасли, следует отметить состояние приаэродромных территорий.

Прокуратурой в адрес Правительства внесено представление, по результатам рассмотрения которого принята Дорожная карта «По улучшению орнитологической обстановки вблизи аэродромов». Кроме того, этот вопрос рассмотрен на заседании кабинета министров с участием Премьер-Министра.

На сегодня ликвидировано 12 незаконных свалок вокруг  аэропортов в городах Астана, Алматы, Шымкент, Караганда, Актау, Павлодар и Туркестан. Внесены изменения в Правила градостроительного проектирования, обязывающие учитывать наличие приаэродромных территорий при разработке генпланов.

В общем же в сфере авиации транспортной прокуратурой за 2023-24 годы проведено 25 проверок и анализов, выявлено более 110 нарушений, рассмотрено 34 акта надзора, 35 лиц привлечены к дисциплинарной, 36 к административной ответственности.

Еще одна системная проблема это недостаточность либо отсутствие правовой базы, соответствующей современным требованиям отраслевой безопасности.

Важные процессы транспортного сектора долгое время остаются без должного нормативно-правового регулирования, как того требует закон. Субъекты транспорта руководствуются локальными актами и своими собственными правилами.

Фактически, самолет компании БэкЭйр стал заложником ситуации, когда предполетная подготовка регулировалась не связанными между собой техническими регламентами. При этом Министерство транспорта не обладала законодательной возможностью принимать нормативно-правовые акты в этой сфере.

По инициативе прокуроров внесены изменения в профильный закон, в реализацию которого утверждены Правила по противообледенительной защите воздушных судов.

Другой пример, такие важные направления в железнодорожной сфере как ремонт подвижных составов и установление квалификационных требований к ремонтным предприятиям регламентируется внутренними актами КТЖ, в то время как закон прямо требует нормативно-правового регулирования.

По требованию прокуратуры Министерством транспорта создана межведомственная рабочая группа по разработке нормативно-правовых актов.

Схожая ситуация складывается и с безопасностью движения на автомагистралях страны. Вопросы устранения аварийно-опасных участков на дорогах, на которые приходится более половины всех дорожно-транспортных происшествий, остаются не урегулированными. Из-за отсутствия необходимых полномочий Министерство транспорта до настоящего времени лишено правовой возможности реально оказывать влияние в этом направлении.

По представлению прокуратуры инициированы поправки в Закон «О дорожном движении», наделяющие министерство соответствующими компетенциями. В настоящее время они находятся на рассмотрении в Мажилисе Парламента Республики Казахстан.

Одновременно приняты меры по улучшению организации спасательных мероприятий на трассах. По представлению прокуратуры МЧС принята Методика определения мест трассовых медико-спасательных пунктов, направленная на оперативное оказание помощи пострадавшим в ДТП.

Работа транспортной прокуратуры также проводилась и по другим важным направлениям.

За прошедший год государству возвращен ряд ранее незаконно выведенных активов.

Так, завершена передача в собственность государства 54 объектов ТЭК–Казахстан, а это топливные склады, здания и сооружения, другие группы основных средств.

Обеспечен возврат имущества МЦПС «Хоргос»: багажный терминал и земельный участок.

С целью защиты прав пассажиров по протесту прокуратуры отменено решение КТЖ об отказе в предоставлении услуг локомотивной тяги 11 частным перевозчикам пассажиров, на долю которых приходится 20% всех перевозок (около 8 000 пассажиров в день).

Защищены законные интересы более 6 тысяч отечественных перевозчиков. По требованию прокуратуры смягчены ранее предъявляемые требования при получении разрешительных документов и отменены необоснованно начисленные суммы за проезд на платном участке автодорог.

Восстановлены права около 2 тысяч субъектов малого предпринимательства на объектах железнодорожного транспорта, которым безосновательно увеличили стоимость аренды помещений государственной инфраструктуры.

Во исполнение поручений Президента об усилении позиций страны в качестве узлового транзитного хаба в Евразии и разработки мер по устранению административных барьеров в отношении бизнеса, органами транспортной прокуратуры внесено 45 актов надзора, защищены права более 11 тысяч предпринимателей, совместно с уполномоченными органами действуют 2 рабочие группы для решения проблем перевозчиков.

Проведенный анализ показал о наличии недостатков в работе электронной очереди на казахстанско-китайской границе. Так, алгоритм работы платформы «CarGoRuqsat» позволял формально бронировать очередь без регистрации АТС, что приводило к дефициту свободных слотов и способствовало теневому рынку.

После вмешательства прокуратуры ситуация нормализовалась за счет устранения условий для манипулирования с бронированием очереди, что сделало процесс пересечения границы более прозрачным и доступным.

По актам надзора изменен порядок регистрации органами финансового мониторинга материалов по экономической контрабанде, которые давали основание для проведения необоснованных таможенных проверок предпринимателей. В результате за 2024 год количество таких регистраций по республике снижено на 40%.

Всего в социально-экономической сфере проведено 248 проверок и анализов, выявлено 811 нарушений законности, внесено 342 акта прокурорского надзора, к ответственности привлечено 697 лиц,  защищены права 13 279 лиц.

Во исполнение поручения Генерального Прокурора осуществляется надзор за законностью деятельности контролирующих органов по реализации 48 инвестиционных проектов на сумму 2,3 трлн тенге.

Ряд принятых мер со стороны контролирующих и местных исполнительных органов в отношении 18 инвесторов после вмешательства прокуратуры были признаны административно избыточными и отменены.

Своевременное реагирование надзорного органа позволило обеспечить возможность получения инвестором земельного участка в Павлодарской области и приступить к строительству завода по переработке золотосодержащего концентрата, не допустив срыва реализации инвестиционного проекта.

В уголовно-правовой сфере под надзором транспортной прокуратуры завершен ряд контрольных и резонансных уголовных дел.

При процессуальном руководстве прокуратуры органами уголовного преследования установлена и пресечена деятельность 6 организованных преступных групп. После квалифицированного поддержания государственного обвинения 19-ти подсудимым судами вынесены приговоры за совершение преступлений в составе ОПГ.

Окончено досудебное производство о крушении воздушного судна БекЭйр, с материалами дела ознакамливаются участники уголовного процесса.

Приговором Алмалинского районного суда г.Алматы подсудимые по делу о хищении более 5 млрд тенге бюджетных средств при строительстве метрополитена южной столицы признаны виновными. Им назначено наказание в виде лишения свободы от 3 до 7 лет с лишением права работать в государственных и финансовых организациях. Расследование осуществлялось специальными прокурорами транспортной прокуратуры.

По итогам коллегии определены приоритетные задачи на 2025 год.

Главная транспортная прокуратура

Exit mobile version