Премьер-министр Олжас Бектенов обсудил с экспертами и представителями бизнеса вопросы налоговой реформы.
Руководитель Правительства отметил, что в рамках реализации поручения Главы государства предлагаемые меры активно обсуждаются с широкой общественностью, в особенности с бизнесом и экспертами. Рабочие группы во главе с вице-министрами национальной экономики, финансов встретились с предпринимателями практически всех регионов, собрали предложения для анализа и обработки.
Министерством национальной экономики кратко представлены основные подходы налогово-бюджетной реформы. Дифференцированный НДС и снижение порога для постановки на учет позволит сократить зависимость от Национального фонда и направить дополнительные средства на развитие инфраструктуры. Кроме того, предлагается сократить количество специальных налоговых режимов с 364 видов деятельности до 40. Отмечено, что на сегодня уровень поступлений в Казахстане составляет порядка 20%, это доля в ВВП по поступлениям. Если сравнивать с другими странами, то в России данный показатель на уровне 42%, в развитых странах – больше 50%. Таким образом, отмечается недополучение значительных бюджетных ресурсов для финансирования государственных программ. При отсутствии реформ, по данным МНЭ РК, Национальный фонд при текущей динамике его использования к 2035-2036 годам будет истощен до минимума.
«Возникает много вопросов по администрированию. Здесь мы тоже не стоим, работаем. Есть определенные успехи. По доходной части бюджета также активно работаем. В январе мы вышли на 150% от плана по доходам. Это все результаты работы и цифровизации в сфере госдоходов», — подчеркнул Олжас Бектенов.
Правительство работает над созданием единой цифровой экосистемы, которая позволит повысить эффективность работы и упростит взаимодействие бизнеса с государством. Внедряется искусственный интеллект и автоматизированный анализ данных, что позволит снизить административную нагрузку и повысить прозрачность. Активно внедряются технологии обработки больших данных для повышения эффективности налогового администрирования.
Участникам встречи была представлена система анализа больших данных Минфина, куда загружены 55 государственных баз данных. К концу года их число увеличится до 100. На основе этой информации формируются цифровые профили налогоплательщиков. В настоящее время создано 569 тыс. профилей юридических лиц и более 1,8 млн – индивидуальных предпринимателей. Цифровизация позволяет получать полные данные на налогоплательщика, включая фонд оплаты труда, количество временных работников, объекты налогообложения, информацию о недвижимости, автомобилях и другие данные.
Руководство Министерства финансов ознакомило с конкретными проектами по линии Комитета госдоходов с акцентом на внедряемые цифровые решения и их эффективность. Так, ведется работа по биометрической идентификации в системе электронных счетов-фактур (ЭСФ) высокорисковых налогоплательщиков. Сегодня на налоговый учет поставлена 101 торговая онлайн-платформа, включая Temu, Pinduoduo и Alibaba Group. В 2024 году ими уплачено 175 млрд тенге налогов, в том числе НДС и налог на иностранные компании, занимающиеся электронной торговлей товарами и оказывающими услуги в электронной форме физическим лицам РК.
В рамках налоговой реформы предлагается усилить контроль за регистрацией ТОО и ИП, чтобы исключить фиктивные сделки. Рассматриваются меры по идентификации предпринимателей через Face ID. Дополнительно будут проверяться сведения, чтобы минимизировать риски регистрации на подставных лиц. В 2024 году уже выявлено более 1 тыс. таких компаний. Еще одна инициатива — запрет на регистрацию новых компаний в случаях, если учредитель уже имеет неактивное предприятие, имеет налоговую задолженность или допускал серьезные налоговые нарушения.
Отдельным инструментом работы по оцифровке финансовой сферы являются контрольно-кассовые аппараты. В 2024 году 39% контрольно-кассовых аппаратов (453 тыс. единиц) не пробивали чеки. В данном направлении прорабатывается ряд мер.
Важным шагом налогового администрирования с учетом растущего числа граждан, работающих на различных интернет-платформах, стало регулирование платформенной занятости.
К примеру, в рамках пилотного проекта налогового администрирования по платформенной занятости «Яндекс Такси» с сентября 2024 года перечислил ИПН за водителей на сумму 378 млн тенге и порядка миллиарда тенге социальных платежей. Таким образом, налоги уплачиваются в бюджет напрямую, без обременения дополнительными процедурными вопросами. До конца первого квартала т.г. МФ планирует расширить действие проекта на более 30 платформ.
В ходе встречи эксперты активно высказывали мнения по действующему проекту предлагаемых реформ.
«Я думаю, что нижняя планка в 15 млн должна быть точно сохранена. Безусловно, будет давление в сторону повышения этой планки. Я думаю, что это красная черта, потому что начнет бизнес дробиться. Для дробления при повышении налоговых ставок больше стимулов», — сказал Болат Жамишев.
При этом он отмети, что у бизнеса могут возникнуть сложности с администрированием бухгалтерских услуг. В этой связи предложено дополнительно рассмотреть подходы к нарушениям, которые могут быть при введении реформ ввиду незнания процесса.
«В рамках действующего налогового законодательства хотел бы отметить плюс. Очень профессионально собираются налоги. Это благодаря цифровизации. Второй большой плюс — есть действенные меры по взысканию задолженности перед бюджетом. Касательно самой реформы — задача понятна: в бюджете дефицит, расходы в социальной сфере с каждым годом растут. В регионах бюджеты сформированы на 80% — это социальной направленности, 15-20% — идут на развитие, что достаточно мало, также имеются обязательства по обслуживанию внешних долгов. Дефицит бюджета сокращать крайне необходимо, это надо реализовывать комплексно», — сказал Абай Саркулов.
Эксперт озвучил ряд предложений по реализации фискальной функции таможенной службы, усилению работы нацкомпаний по привлечению иностранных инвестиций, развитию сферы геологоразведки, совершенствованию работы в рамках государственных закупок и др.
«Никакой бизнесмен не скажет, что он «за» повышение налогов, это понятно. Но те, кто работает в «белую» и прозрачно, — мы — говорим о том, что налоги должны платить все. То есть, не должно быть отдельных категорий, для которых уменьшаются налоги, потому что это всегда будет переходить в «серую» схему», — заявил Марат Баккулов.
Озвучен тренд на намеренный вывод в «серую» и системы заработных плат.
По вопросу НДС, бизнесмен подчеркнул, что когда работающий в системе НДС предприниматель работает по цепочке с «серыми» или «черными» субъектами, создаются сложности для добросовестных компаний. В результате реформы ожидается, что нагрузка будет соразмерной и подъемной.
Председатель Правления АО «Институт экономических исследований» Асель Сарсенбаева сообщила о необходимости устранения дисбалансов в экономике, в том числе в налоговой реформе. Текущее предложение Правительства не подразумевает механическое увеличение НДС, это про справедливое распределение налогового бремени. С точки зрения макроэкономики, речь идет об устранении дисбаланса между денежно-кредитной и фискальной политики, что в среднесрочной перспективе может привести к снижению инфляции.
Вице-премьер – министр национальной экономики Серик Жумангарин отметил, что 80% предпринимателей с доходом до 15 млн тенге подпадают под категорию микро- и малого бизнеса. Для сравнения, в России этот порог составляет 10 млн тенге, в Узбекистане – 30 млн, в Кыргызстане – также около 30 млн. В Казахстане же бизнес с доходом от 39 до 78 млн тенге часто использует схему дробления, регистрируя по 20–30 компаний, чтобы оставаться в более выгодной налоговой категории. Например, такая картина наблюдается в строительной отрасли. Таким образом крупный и средний бизнес, уклоняясь от налогов, уходит в малый и средний сегмент. В конечном итоге к росту количества предпринимателей, но не увеличивает вклад бизнеса в ВВП.
Подводя итоги обсуждения, Олжас Бектенов подчеркнул важность справедливого распределения налоговой нагрузки. Сейчас бизнес, который уклоняется от уплаты налогов, получает нечестные конкурентные преимущества, что требует наведения порядка.
«Большинство спикеров говорили о принципах справедливости и том, что все должны платить налоги. Тот, кто не платит налоги, он просто недобросовестно конкурирует. Это понятно. Он ставит себя в более привилегированную позицию по сравнению с законопослушными компаниями. И мы должны ориентироваться на добросовестный бизнес, на тех, кто платит налоги. Мы сегодня их видим. Мы их поддерживаем», — отметил Олжас Бектенов.
Отмечено, что следует двигаться к цивилизованному рынку, где государство, бизнес и общество взаимодействуют на прозрачных условиях. Фактически речь идет о новом общественном договоре. Речь идет о создании справедливой системы, в которой каждый выполняет свои обязанности. Государство — свои социальные и экономические обязательства, а бизнес — свои налоговые обязательства. Именно к такой системе стремится Правительство, предлагая инициативы в Налоговый кодекс.
Налоговые поступления являются ключевым источником финансирования господдержки, модернизации инфраструктуры и обороноспособности страны. Особое значение сейчас имеет дальнейшее развитие транспортно-логистического потенциала, строительство дорог, модернизация энергетики и ЖКХ, а также инвестиции в оборонную сферу.
Необходимо развивать транспортную инфраструктуру, включая строительство автомобильных и железных дорог, учитывая активное расширение транзитных возможностей из Китая в Европу, так называемый Средний коридор. В настоящее время ведется строительство участков «Достык – Мойынты» и «Бахты – Аягоз», что позволит увеличить пропускную способность.
В свою очередь, председатель президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов предложил продолжить работу по повышению эффективности налогового администрирования поэтапно, по блокам экономики.
Премьер-министр Олжас Бектенов поблагодарил участников встречи за конструктивные предложения и желание внести вклад в дальнейшее развитие страны.
Обсуждение по вопросам налоговой реформы продолжается с участием представителей бизнеса.