1xbet.kz Акция!

Введен новый механизм привлечения судей Судебным жюри к дисциплинарной ответственности


В целях обеспечения конституционных гарантий независимости судей и с учетом международного опыта в 2019 году приняты меры по модернизации работы Судебного жюри, ранее входившего в состав Верховного Суда. После внесения поправок в законодательство в мае 2019 года Судебное жюри было отделено от судебной системы и передано на рассмотрение Высшего Судебного Совета. Тем не менее, Судебное жюри не входит непосредственно в состав Высшего Судебного Совета — оно создано при Совете как самостоятельный независимый институт. Как теперь функционирует Судебное жюри, пояснил председатель Судебного жюри при Высшем Судебном Совета РК Нуржан Кайыпжан на пресс-конференции в СЦК.

Как отметил спикер, в рамках реформы были заложены механизмы, направленные на реальное обеспечение принципов независимости, объективности и максимальной прозрачности в работе Судебного жюри. Введен новый порядок формирования Судебного жюри и отбора кандидатур судей в его состав. Сейчас кандидатуры судей рекомендуются в состав Судебного жюри по решению расширенного пленарного заседания Верховного Суда с участием судей Верховного и местных судов. После чего данные кандидатуры утверждаются решением Высшего Судебного Совета. При этом за Советом закреплено право отклонения какой-либо кандидатуры.

С целью обеспечения объективности и беспристрастности принимаемых решений в состав Судебного жюри помимо судей входят также представители юридической общественности. Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для рассмотрения Судебным жюри вопроса о дисциплинарной ответственности судьи. 

По словам Нуржана Кайыпжана, в настоящее время судья может быть привлечен только за грубое нарушение законности при рассмотрении судебных дел и материалов; совершение проступка, противоречащего судейской этике, а председатели судов и судебных коллегий — за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, прямо предусмотренных Конституционным законом «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан». 

«Само понятие грубого нарушения законности сформулировано в тексте Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» как очевидное и существенное нарушение закона, которое было допущено судьей вследствие его недобросовестности или небрежности. Оценка грубости нарушения судьей закона дается только вышестоящими судебными инстанциями при пересмотре дела в апелляционном или кассационном порядке. Ответственность судьи за совершение порочащего проступка возможно только по основаниям, предусмотренным Кодексом судейской этики, принятым 4 октября 2024 года на девятом съезде судей», — отметил спикер.

В рамках дальнейшей модернизации судебной системы в прошедшем году приняты законодательные поправки, направленные на усиление дисциплинарной ответственности судей.

В реализацию поручения Главы государства с 1 октября 2024 года введен в действие новый механизм проверки Судебным жюри всех фактов грубого нарушения законности, допускаемых судьями при рассмотрении дел. Теперь при установлении факта грубого нарушения законности вышестоящая судебная инстанция (апелляция или кассация) выносит представление по вопросу привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за грубое нарушение законности, которое в обязательном порядке направляется на рассмотрение Судебного жюри. Ранее материалы в отношении судей по фактам грубых нарушений могли быть направлены в Жюри по представлению Председателя Верховного Суда и решениям пленарных заседаний Верховного и областных судов. В результате этого в Судебное жюри направлялась только часть материалов, при этом большая часть грубых нарушений оставалась без соответствующего реагирования.

«По новому механизму все факты грубых нарушений будут рассматриваться Судебным жюри, что может способствовать повышению качества отправления правосудия и доверия граждан к работе судей. Законом на председателей областных судов возложена ответственность за своевременное направление материалов в Судебное жюри», — сообщил он.

К числу оснований для рассмотрения материалов в отношении судей за нарушение норм судейской этики, а также в отношении председателей судов и судебных коллегий за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей относятся представление Председателя Верховного Суда, решения комиссий по судейской этике, решения пленарных заседаний областных судов и Верховного Суда. То есть сейчас правом инициирования дисциплинарного производства в отношении судей обладают только судебные органы.

Судебное жюри не вправе самостоятельно рассматривать вопрос о дисциплинарной ответственности судьи без соответствующих документов судебных органов. Это является гарантией независимого и справедливого дисциплинарного процесса, поскольку Жюри не связано с решением об инициировании дисциплинарного производства в отношении судьи.

Также Нуржан Кайыпжан проинформировал, что в связи с введением нового механизма состав Судебного жюри расширен с 9-ти до 15-ти членов за счет увеличения числа судей различного уровня. Сейчас в состав Судебного жюри входят 4 судьи Верховного Суда, 5 судей областных судов и 4 судьи районного уровня. Это способствует принятию более объективных и взвешенных решений с учетом мнения представителей всех судебных инстанций.

«Сами решения Судебного жюри, в случае несогласия с ними, могут быть обжалованы судьей в Высший Судебный Совет. В свою очередь Совет по результатам тщательного изучения доводов судьи вправе отменить решение Судебного жюри с прекращением дисциплинарного производства или направлением материалов на повторное рассмотрение. Наряду с этим, в 2024 году приняты законодательные новшества с целью дальнейшего усиления гарантий прав судей в дисциплинарном процессе.  Законом предусмотрено требование по ознакомлению судьи со всеми материалами до их направления в Судебное жюри, а также закреплено право судьи на привлечение представителей из числа адвокатов и юридических консультантов для участия в рассмотрении дисциплинарного дела», — сообщил спикер.

Кроме того, в целях укрепления независимости судей и исключения рисков возможного давления на судей установлен законодательный запрет на использование материалов оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов для инициирования дисциплинарного производства в отношении судей.



Source link

Рекомендуем