Цифровизация торговли и развитие маркетплейсов открывают новые возможности для казахстанских производителей — эксперт 

Фото: snowing / Freepik

В условиях глобализации и растущей конкуренции на международных рынках поддержка экспортеров становится ключевым фактором для экономического роста Казахстана считает директор департамента продвижение экспорта МТИ РК Бауыржан Болганисов. Он рассказал корреспонденту Оptimism.kz, как государственные инициативы и программы поддержки помогают казахстанским компаниям выходить на зарубежные рынки, какие меры предпринимаются для улучшения экспортной инфраструктуры и какие перспективы открываются для отечественных производителей.

— Бауыржан Ертаевич, сколько активных экспортеров насчитывается в Казахстане? С какими странами торгуют они? 

— По последним данным, насчитывается порядка 600 компаний-экспортеров продукции и услуг обрабатывающей промышленности, которые активно продвигают свою продукцию на экспорт, расширяя рынки сбыта, пользуясь мерами государственной поддержки, которые предлагает наше Министерство совместно с нацинститутами продвижения экспорта QazTrade и Экспортно-кредитное агентство.

В целом Казахстан активно экспортирует продукцию в ЕС, Азию, США и СНГ, охватывая 135 стран. Ключевые рынки – Италия, Китай, Россия, Турция, США и Южная Корея. В Европу идут нефть, металлы и уран, в Китай – нефть, газ, металлы, сельхозпродукция, в СНГ – мука, продовольствие, нефтепродукты, а в США и Швейцарию – уран и драгоценные металлы. Казахстан усиливает позиции на глобальных рынках, но дальнейший рост зависит от расширения переработки и экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью.

— С какими сложностями сталкиваются казахстанские экспортеры на международных рынках?

— Казахстанские экспортеры сталкиваются с высокой конкуренцией на международных рынках, особенно в вопросах ценообразования и соответствия требованиям отдельных стран, которые часто требуют длительной адаптации и получения разрешительной документации. Существенным барьером остаются высокие логистические затраты, особенно при выходе на удаленные рынки, что снижает ценовую конкурентоспособность отечественных товаров.

Однако перспективные направления, такие как цифровизация торговли, развитие маркетплейсов и электронной коммерции, открывают новые возможности для казахстанских производителей, позволяя им быстрее выходить на международные рынки, минимизировать затраты и повышать свою конкурентоспособность.

— Какие основные меры государственной поддержки экспортеров существуют в Казахстане?

— На сегодняшний день существуют различные меры государственной поддержки, которыми могут воспользоваться как начинающие, так и опытные экспортеры. 

В соответствии с законом «О промышленной политике», Министерством совместно с QazTrade и Экспортно-кредитным агентством предоставляются меры сервисной, финансовой и нефинансовой поддержки отечественным производителям несырьевых товаров и услуг.
По линии QazTrade предоставляются сервисные меры поддержки, которые включают в себя организацию участия казахстанских производителей на крупных международных, специализированных выставках, а также в организации двусторонних встреч с зарубежными импортерами в рамках торговых миссий и рекламно-презентационных мероприятий за рубежом по продвижению казахстанских товарных знаков; консультационно-аналитическую поддержку, поддержку в рамках программы Экспортная акселерация (сервисная поддержка предпринимателям, заинтересованных в экспортной торговле: от анализа потенциала предприятия и его продукции до содействия в выборе рынка, поиске покупателя, проведении маркетинговой компании, B2B встреч и формировании необходимых документов на экспорт, сопровождение по заключению экспортного контракта). Также, в соответствии с Правилами возмещения от 1 августа 2022 года № 314-НҚ возмещается часть затрат экспортеров несырьевых товаров и услуг обрабатывающей промышленности.

По линии ЭКА, экспортерам предоставляются такие инструменты как, добровольное страхование/перестрахование экспортных сделок, экспортное торговое и предэкспортное финансирование, а также гарантирование экспортных сделок.

Кроме того, ЭКА оказывает содействие в поиске потенциальных покупателей через региональные  представительства  ЭКА в  Российской Федерации, Республике Узбекистан, Республике Кыргызстан, Республике Таджикистан.

— Как финансирование и налоговые льготы помогают казахстанским компаниям выходить на новые рынки?

— Тут мы видим положительную динамику по объему экспорта продукции обрабатывающей промышленности. К примеру, по итогам 2024 года по сравнению с 2023 годом, объем несырьевого экспорта вырос на 11,9%. Благодаря активной поддержке экспортеров государством, в плане предоставления финансовых, нефинансовых, сервисных мер поддержки объемы экспорта показывают положительную динамику. 

— Какой функционал у агентства «KazakhExport», и как оно способствует развитию экспортной деятельности?

— В начале 2024 года Главой государства был подписан Закон, который позволил KazakhExport выйти из-под регулирования финрегуляторов, и преобразоваться в современное, не имеющее аналогов в Центральной Азии Экспортно-кредитное агентство Казахстана. Была расширена линейка инструментов, которая помогает экспортерам получать всестороннюю поддержку на всех этапах экпортного процесса, от планирования до реализации проекта. Агентством предлагается широкий спектр финансовых и страховых инструментов, направленных на снижение коммерческих и политических рисков со стороны зарубежных контрагентов.

К примеру, в целях снижения риска экспортера от неоплаты иностранным контрагентом общество предлагается страхование отсрочки платежа – это возможность застраховать риск неплатежа со стороны зарубежного покупателя; страхование краткосрочной дебиторской задолженности –возможность застраховать портфель экспортных контрактов экспортера с отсрочкой платежа; страхование рисков торгового дома экспортера — возможность застраховать риски торгового дома экспортера от неоплаты конечных покупателей.

В целях пополнения оборотных средств экспортера предлагается страхование займа – возможность получения финансирования в банке при нехватке залогового обеспечения; страхование авансового платежа — возможность предоставления страхования авансового платежа, без предоставления залогового обеспечения, альтернатива банковским гарантиям и аккредитивам; страхование факторинга — возможность страхования финансовой организации по факторинговым операциям от риска невыполнения зарубежными контрагентами своих контрактных обязательств; а также предэкспортное финансирование — возможность льготного финансирования экспортера на пополнение оборотных средств с целью производства экспортной продукции.

Кроме того, Экспортно-кредитное агентство предлагает финансирование зарубежного покупателя, посредством инстурмента торговое финансирование, где предоставляется возможность финансирования иностранному контрагенту через банки второго уровня в рамках аккредитивной формы расчетов; а также псоредством страхования иностранного контрагента при финансировании, где предоставляется возможность получения финансирования иностранным контрагентом в банке при нехватке залогового обеспечения, для покупки казахстанских товаров, работ и услуг.

— Какие программы обучения и повышения квалификации доступны для экспортеров в Казахстане?

— В Казахстане действует комплексная система подготовки экспортеров, включающая акселерационные программы, специализированные курсы и регулярные обучающие мероприятия.

1. Программа экспортной акселерации
Экспортеры получают практическую поддержку по выходу на международные рынки. Программа включает:
•          Выбор перспективных экспортных направлений.
•          Подготовку продукции к стандартам страны-импортера.
•          Поиск потенциальных покупателей и заключение контрактов.
•          Оптимизацию логистики и консультирование международных экспертов.
•          Разработку дорожной карты выхода на внешние рынки.
2. Школа экспортеров – QazTrade Academy
Специализированная обучающая платформа, предлагающая:
•          49 вебинаров разного уровня сложности.
•          18 модульных курсов, включая международные перевозки и сертификацию продукции в ЕАЭС.
•          Выдачу сертификатов международного образца.
•          Подготовку предпринимателей в формате онлайн и офлайн.
С момента запуска программы обучение прошли 3675 участников, из них 69% – женщины.
3. Онлайн-семинары и консультации

Совместно с Экспортно-кредитным агентством Казахстана (KazakhExport), QazIndustry, Qazpatent проводятся еженедельные онлайн-семинары для предпринимателей в регионах. Они посвящены мерам господдержки, инструментам продвижения на внешние рынки и доступным финансовым программам. Зарегистрироваться можно здесь.

Exit mobile version