Всестороннее, качественное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, восстановление нарушенных прав граждан является одним из главных приоритетов работы прокуроров.
Чаще всего в органы прокуратуры обращаются с жалобами на неправомерные действия сотрудников органов следствия и дознания, на вынесенные ими процессуальные решения, о несогласии с судебными актами по уголовным и гражданским делам, нарушении прав при проведении проверок, на действия (бездействие) судебных исполнителей, нарушения в сфере жилищных отношений, земельного законодательства, а также заявления о совершении преступлений.
В цифрах статистика выглядит следующим образом.
Всего за 2 месяца т.г. в органы прокуратуры поступило более 70 тыс. обращений, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года, по результатам их рассмотрения защищены права порядка 4,8 тыс.заявителей.
Согласно Конституционному закону «О прокуратуре» прокуратура не подменяет функции иных госорганов.
Прокуратура от имени государства в установленных законом пределах и формах осуществляет высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан.
Также хотелось бы акцентировать внимание граждан на порядок рассмотрения прокурорами жалоб на судебные акты по гражданским делам, рассмотренным без участия прокурора (необязательной категории, где не затрагиваются интересы государства, общества или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать).
Однако на практике граждане по указанным вопросам обращаются в органы прокуратуры и просятся на личный прием, по которым в удовлетворении доводов отказываются, поскольку рассмотрение не относится к компетенции прокуратуры.
Тогда как согласно Гражданскому процессуальному кодексу (ГПК) прокуроры рассматривают жалобы на решения судов, где затрагиваются интересы государства и общества, лиц неспособных самостоятельно защищать свои права, а также когда предписано законом или необходимость участия прокурора признана судом.
Поэтому по частно-правовым спорам стороны должны самостоятельно обжаловать оспариваемые судебные акты в суд.
К примеру, в Генеральной прокуратуре к рассмотрению подлежат жалобы на судебные акты:
— по гражданским делам, где судебные акты вступили в законную силу, в пределах 6-ти месячного срока обжалования и только после реализации заявителем права на обращение в кассационную инстанцию (затрагивающие интересы государства, когда требуется защита неограниченного круга лиц, общественных интересов или граждан, которые самостоятельно не могут себя защищать, а также когда необходимость участия прокурора признана судом);
— по административным делам рассматриваются жалобы на постановления кассационной инстанции по административным делам, предусмотренным ч.2 ст.31 АППК, в пределах 3-х месячного срока обжалования после реализации заявителем права на обращение к Председателю Верховного Суда – это дела связанные с налогами, таможней, в сфере бюджетных отношений, охраны окружающей среды, природных ресурсов, выборного законодательства и др.
Не подлежат рассмотрению в Генеральной прокуратуре следующие жалобы:
— по делам, которые рассматриваются уже в суде,
— не вступившие в законную силу решения судов независимо от категории спора (подлежат направлению в суды);
— по «необязательной категории» дел (т.е. по частно-правовым, корпоративным спорам и т.п.);
— по обязательной категории дел, по которым не реализовано заявителем права оспаривания судебных актов в Верховный Суд (ч.4 ст.442 ГПК);
— на вступившие в законную силу судебные акты в случае пропуска 6-ти месячного срока по гражданским делам, и 3-х месячного срока по административным делам;
— жалобы на действия судей (направляются по подведомственности в суды).
При обжаловании судебных актов по уголовным делам Генеральная прокуратура рассматривает:
— только по вступившим в законную силу судебным актам, по которым допущены нарушения конституционных прав либо неправильное применение уголовного и уголовно-процессуального законов при расследовании или судебном рассмотрении дела.
Не подлежат рассмотрению:
— жалобы по уголовным делам, переданным с обвинительным актом в суд (ч.3 ст.305 УПК);
— о пересмотре в кассационном порядке судебных актов по вопросам, связанным с исполнением приговора;
— если поданное ходатайство не соответствует требованиям УПК, т.е. когда не указано какие нарушения закона допущены и как эти нарушения отразились на вынесенных судебных решении, не приложены материалы, подтверждающие обоснованность доводов ходатайства и т.д. (статьи 488 УПК, на основании статей 486, 489 УПК). Такие ходатайства не позднее трех рабочих дней с момента поступления в органы прокуратуры возвращаются без рассмотрения;
— если истекли сроки кассационного опротестования, предусмотренные статьей 487 УПК, т.е. в течение одного года по вступлении их в законную силу.
Если обращение не относятся к компетенции прокуратуры, то оно подлежит направлению напрямую в уполномоченный орган.
Только в текущем году из всех поступивших обращений в прокуратуру 54% (38 тыс.) направлены в другие ведомства. В основном это по земельным вопросам, в сферах ЖКХ, трудового законодательства, здравоохранения, качества образования, неисполнения решений судов, по исполнению кредитных обязательств перед банками.
Учитывая вышеизложенное, заявителям прежде всего необходимо определить, в какой орган обращаться. Если проблема касается конкретного района, то нужно обращаться в районную прокуратуру. Если проблема не разрешена на районном уровне и имеется ответ прокурора района или города, то обращаться в прокуратуру области.
Аналогичные требования и для обращений в Генеральную прокуратуру, т.е. нужно иметь ответ прокурора области.
Это принцип вертикали и он согласуется с требованиями Административного процедурно-процессуального кодекса.
На сегодня имеются несколько способов подачи обращений.
Лично – можно прийти в прокуратуру и подать обращение. Важно иметь с собой удостоверение личности (можно цифровое в мобильном приложении) и при наличии если есть, то другие документы, подтверждающие слова заявителя.
Почтой и через ИС «e—otinish» или его мобильное приложение. На сегодня это один из распространенных и быстрых способов подачи. Для этого нужно иметь интернет и ЭЦП.
В результате электронной подачи обращений, т.е. через ИС «е-Otinish» сокращена дистанция между госорганами и населением, увеличилась оперативность взаимодействия.
Граждане могут легко и быстро подавать обращения и получать ответы.
Срок доставки обращения до адресата сократился с прежних 3-5 дней почтовой отправки до пару минут.
В личном кабинете заявителя, можно отслеживать у кого на рассмотрении находится его обращение, и там же будет иметься ответ.
Срок рассмотрения обращения на действия и решения госорганов составляет 15 рабочих дней (по АППК), при необходимости установления фактических обстоятельств и получения дополнительной информации из госорганов срок рассмотрения может быть продлен по мотивированному решению руководства до 2-х месяцев, с уведомлением автора обращения.
Если заявитель не будет согласен с решением прокурора, он вправе обжаловать его вышестоящему прокурору.
То есть, если ответ прокурора района, то он обжалуется в прокуратуру области, на него получит ответ за подписью заместителя прокурора области.
Если и в этом случае не будет согласен, то вправе обжаловать ответ заместителя прокурора области в облпрокуратуру, на которое получит ответ за подписью прокурора области. И только после этого обжаловать ответ прокурора области в Генеральную прокуратуру.
В целом, органы прокуратуры нацелены на разрешение проблем граждан и максимально открыты для оказания им содействия в защите и восстановлении нарушенных прав и свобод, охраняемых законом интересов юридических лиц, общества и государства.
Пресс-служба Генеральной прокуратуры