В непростых геополитических условиях последних лет, когда мир сотрясают конфликты, переходящие в вооруженные столкновения, международное сообщество активно ищет площадку для проведения мирных переговоров. И в этом контексте как площадку диалога все чаще рассматривают Астану.
Путь баланса
Люди науки и культуры, лидеры общественного мнения, инфлюенсеры, политические эксперты на различных площадках все чаще упоминают Астану как площадку для потенциальных мирных переговоров для завершения горячих военных конфликтов. Почему именно Астана?
Эксперты выделяют несколько причин. И первая – позиция Казахстана по отношению к очагам глобальной геополитической турбулентности.
Казахстан имеет сбалансированное положение в международных отношениях, власти страны неоднократно подчеркивали свою приверженность принципам дипломатии и мирного урегулирования.
Важно отметить, что Астана уже зарекомендовала себя как эффективная платформа для переговоров. В столице Казахстана проходят встречи по урегулированию конфликта в Сирии, которые весь мир именует «Астанинским процессом». И именно в Астане были достигнуты первые существенные договоренности о прекращении огня в регионе.
Вторая причина – дипломатический опыт и авторитет Казахстана как страны с богатым опытом в сфере международных переговоров.
Казахстан – активный участник глобальных мирных инициатив, среди которых одна из мощнейших – нераспространение ядерного оружия. Также страна инициировала или присоединилась к интеграционным процессам на постсоветском пространстве и в рамках международных организаций, демонстрирует приверженности развитию этих направлений.
Казахстан также продемонстрировал способность выступать посредником в сложных конфликтах, что делает его надежной площадкой для переговоров.
Третья причина – поддержка международного сообщества.
Наша страна выстраивает конструктивные отношения на основе взаимного уважения как со странами Запада, так и Востока, мирно взаимодействует со своими соседями, развивает сотрудничество с глобальными представительствами всех мировых религий и в целом придерживается принципа многовекторности во внешней политике. Поэтому страна может предоставить такую площадку, которая будет принята обеими сторонами любого действующего горячего конфликта.
Крупные политические игроки на мировой арене также положительно относятся к роли Казахстана как посредника.
Четвертая причина, о которой говорят эксперты – это инфраструктурная готовность Астаны. В случае сложных переговорных процессов немаловажную роль играют безопасность участников встреч, конфиденциальность переговоров, обеспечение на должном уровне условий проживания участников и проведения встреч. В столице Казахстана есть современная инфраструктура, необходимая для проведения переговоров высокого уровня. В городе находятся международные конференц-центры, отели, дипломатические представительства и все условия для обеспечения безопасности и конфиденциальности переговоров.
И пятая причина – уникальное географическое положение Казахстана – между Европой и Азией, и Астаны – в самом сердце Евразийского континента. Нейтральная территория позволяет снизить давление на представителей сторон конфликта и способствует развитию конструктивного диалога.
Авторитет опирается на историю
Анализ всех причин, по которым Астана может быть идеальной площадкой для мирного урегулирования конфликтов, нельзя не отметить самую важную опору, на которой строится уверенность экспертов – опыт участия Казахстана в глобальных мирных процессах и заслуженный авторитет.
И если история независимого Казахстана на фоне глобального полотна развития человечества выглядит как небольшой отрезок времени, то за это время страна обрела богатую событиями историю мирных инициатив.
С момента обретения независимости в 1991 году Казахстан зарекомендовал себя как активный участник международных миротворческих процессов. Республика неоднократно выступала инициатором дипломатических инициатив, направленных на укрепление мира, разоружение и развитие международного сотрудничества.
Одним из первых и наиболее значимых шагов Казахстана в области миротворчества стал добровольный отказ от четвертого по размерам в мире ядерного арсенала, доставшегося в наследство от СССР. 29 августа 1991 года первый президент Нурсултан Назарбаев принял решение закрыть Семипалатинский ядерный полигон. Позднее это решение назовут беспрецедентным, смелым политическим шагом.
Впоследствии страна присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и активно выступает за создание безъядерных зон. А Генеральная ассамблея ООН в честь закрытия полигона утвердила 29 августа как Международный день действий против ядерных испытаний.
Также страна является активной участницей Организации объединенных наций (ООН) с марта 1992 года, когда официально к ней присоединилась.
В рамках ООН помимо ядерного разоружения, Казахстан также уделяет значительное внимание вопросам устойчивого развития, борьбы с изменением климата, экономического сотрудничества и миротворческой деятельности. Страна выступает за развитие инклюзивной экономики и регионального сотрудничества в рамках ООН.
Одним из значимых достижений стало избрание Казахстана в Совет Безопасности ООН на 2017–2018 годы. Это сделало его первой страной Центральной Азии, получившей такую возможность.
За время своего членства Казахстан активно продвигал инициативы по предотвращению конфликтов, борьбе с терроризмом, обеспечению международной безопасности и миротворческой деятельности. Особое внимание уделялось урегулированию ситуации в Афганистане и на Ближнем Востоке, а также укреплению сотрудничества между ООН и региональными организациями.
Отдельно стоит отметить предложения Казахстана по реформированию Организации объединенных наций. Основные предложения включают следующие направления: реформирование Совета Безопасности ООН, укрепление превентивной дипломатии, борьбу с ядерной угрозой, больше внимания климатической и экологической повестке и внедрение искусственного интеллекта и цифровых технологий в процессы принятия решений и мониторинга международных кризисов.
Говоря о реформировании Совбеза, Казахстан выступает за расширение совета, обеспечение более справедливого и инклюзивного представительства всех регионов мира.
Как отметил руководитель Отдела международной безопасности КИСИ при Президенте РК Даурен Абен, структура ООН многослойна, ее архитектура устойчива и сложна, и реформирование Совета безопасности не помешает организации выполнять свои задачи.
«Даже страны, критикующие деятельность ООН, продолжают поддерживать ключевые проекты и инициативы организации, понимая их важность. Не во всех сферах своей деятельности ООН может похвастаться положительными результатами, особенно в деле сохранения мира, но другой всеобъемлющей универсальной структуры у нас нет», считает эксперт.
Он подчеркнул, что Казахстан выступает за расширение состава СБ ООН, во-первых, за счет предоставления постоянного членства таким государствам, как Бразилия, Германия, Индия и Япония, которые давно претендуют на такой статус. Во-вторых, расширение СБ ООН особенно актуально для развивающихся стран, которые в настоящее время имеют ограниченное влияние на принятие решений в ООН. В особенности это касается стран Азии, Африки и Латинской Америки.
«Казахстан также не раз подчеркивал важность превентивной дипломатии, которая предполагает переход от реагирования на конфликты к их раннему предупреждению, а это, в свою очередь, предполагает усиление роли СБ ООН, в том числе путем более активного использования таких инструментов, как посредничество и миротворческие операции», добавил эксперт.
Говоря об участии Казахстана в глобальных мирных инициативах и процессах, также важно отметить Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Это – международный форум, созданный по инициативе Казахстана и объединяющий сегодня более 25 стран для обсуждения вопросов безопасности и сотрудничества. СВМДА стало важной платформой для диалога между странами Азии, аналогичной ОБСЕ, но с акцентом на региональные особенности.
В целом за три десятилетия независимости Казахстан на международной арене заслуженно сформировал репутацию государства, приверженного миротворческим и дипломатическим инициативам. Его политика разоружения, посредничества и международного сотрудничества внесла значительный вклад в укрепление глобальной стабильности. Эти инициативы продолжают определять роль Казахстана как государства, выступающего за мир и безопасность.