Казахстанская драма о пересадке органов набирает популярность, сообщает Optimism.kz.
Режиссерский дебют Куаныша Стаханова, казахстанский сериал «4 градуса», стремительно набирает популярность, привлекая внимание зрителей и критиков своей остросоциальной тематикой. Драма, затрагивающая болезненные вопросы цены человеческой жизни и нелегальной трансплантологии, вызывает широкий общественный резонанс. Сериал не просто рассказывает историю, он заставляет задуматься о моральных дилеммах, с которыми сталкиваются герои, поставленные перед сложным выбором между жизнью и смертью, законом и справедливостью. «4 градуса» поднимает важные вопросы о ценности человеческой жизни и границах, которые общество готово перейти в погоне за выживанием.
В связи с успехом сериала и его актуальностью, издание Optimizm.kz взяло интервью у режиссера, сценариста Куаныша Стаханова, чтобы узнать больше о его видении затронутых проблем, творческом процессе и планах на будущее. Интервью обещает раскрыть новые грани таланта молодого режиссера и углубить понимание зрителями замысла сериала.
– Что вдохновило Вас на создание сериала «4 градуса» и как появилось его название? Насколько сюжет основан на реальных историях или событиях?
– Источником идеи выступила сама тема донорства органов, я думаю, что она очень актуальна, можно сказать, что это некая социальная проблема, существующая не только в Казахстане, но и во многих странах мира. Известно, что люди в нашей стране ждут своей очереди на получение донорских органов, именно поэтому я подумал, что можно рассказать об этом и придумать историю.
Само название 10-серийного сериала «4 градуса» довольно незамысловатое – транспортировка донорского органа производится только при 4 °С.
Касательно сюжета могу отметить, что это абсолютно выдуманная история, не основывается ни на каких реальных событиях, так скажем, художественная свободная интерпретация. При этом истории доноров, показанные в сериале, были взяты из интернета. Мы изучали причины, из-за которых люди шли в теневую сторону донорства. Также в сериале показано неудовлетворительное финансовое положение населения, отражено отношение к теме посмертного легального донорства.

– Сколько времени ушло на подготовку реализации идеи, на съемку и монтаж?
– До написания сценария была разработка идеи, которая заняла несколько месяцев. Причем идея была разработана, но реализация ее, именно написание сценария, началось намного позже, ведь требовался еще и продюсерский подход. Нужно было найти продюсеров, которые бы поверили этой истории, поддержали бы проект. Тем более это был мой дебют как режиссера, поскольку я позиционировал себя в этой истории не только как сценарист, но и как режиссер. Поэтому был момент, когда мы ждали, так скажем, какой-то отдачи от продюсирования. Написание сценария 10 серий заняло примерно 5 месяцев. Затем мы снимали где-то 22-23 дня, что на самом деле очень быстро. Я думаю, что это малое количество времени для такой большой истории. Но тем не менее, считаю, что у нас все получилось. Монтаж, кстати, тоже занял немало времени, помимо него имею в виду и звук, саунд, дизайн, музыку, покраску, графику, титры. В общем на весь пост-продакшн ушло 5-6 месяцев.
– Как Вы создавали образ Тимура? Какие качества Вы хотели в нем подчеркнуть? Что делает его персонажем, с которым зритель может себя ассоциировать?
– Создавая образ Тимура, я отталкивался от его главной цели–спасти дочь. В первую очередь он– любящий отец. Во-вторых, большой профессионал своего дела, хирург-нефролог. Сам персонаж получился очень решительным и волевым. Несмотря на различные сложности, он в конечном итоге целенаправленно идет к своей цели. Естественно, на пути его преследуют сомнения, он хочет опустить руки, но тем не менее, благодаря сильному характеру и волевым качествам он решает проблемы. Тема морального выбора подается через главного героя во взаимоотношении с его дочерью. Мы посчитали, что это очень понятная мотивация. Отец пытается спасти свою дочь. Идет на какие-то действия и шаги. И с каждым разом совершает все более рискованные поступки. И в какой-то момент возникает моральная дилемма. Мы постарались сделать динамику сезона так, чтобы с каждой серией ставка этого морального выбора повышалась. Мне кажется, что зритель будет задаваться вопросом «На что можно пойти ради своих детей?» или «На что можно пойти ради здоровья дочери?». В целом тема морального выбора, она очень противоречивая. Когда мы писали сценарий, мы целенаправленно это делали, потому что противоречивая тема обычно вызывает интерес и дискуссию. Действие героя обычно исходит из мотивации, чем она понятнее для зрителя, тем лучше. Мотивацией действий главного героя является именно болезнь дочери, которая страдает почечной недостаточностью. Мы ставим условия главному герою, что есть риск утраты своего ребенка, это каждый раз мотивирует героя и толкает его на действия. Считаю, что именно по этой причине очень интересно наблюдать за Тимуром. В самом сериале есть посыл– это сам момент морали и дилеммы. Несмотря на то, что есть благая цель – спасти родную дочь, члена семьи, сам способ достижения цели, нарушение границ дозволенного вызывает противоречие. То, что люди начинают обсуждать тему, ситуацию и их мнения могут разделиться, на мой взгляд и есть уникальность этого сериала.
– В проекте задействован известный талантливый актер Берик Айтжанов, он сразу же согласился на роль?
– Участие Берика Айтжанова на этапе препродакшна меня самого сильно удивило, ведь я даже не мог себе представить, что сюжет, сценарий режиссера-дебютанта заинтересует актера такого калибра как Берик Айтжанов. Прочитав сценарий, он решил поддержать этот проект, и я очень рад, что именно Б.Айтжанов согласился исполнить главную роль в моем сериале. Берик– большой профессионал, который отличает хороший материал от плохого, и то, что ему понравился персонаж, история, говорит о многом.

– Какие темы, помимо моральной дилеммы, Вы хотели затронуть в сериале?
– Показана тема семейных взаимоотношений между отцом и дочерью, матерью и дочерью, между главным героем и его женой. Также отражена тема донорства, считаю, что это очень важно, так как в Казахстане и во многих других странах не развита культура легального донорства, вследствие чего нет популяризации посмертного донорства, что могло бы на самом деле помочь многим людям. Также в сериале четко отражена грань между отчаянием и дальнейшей борьбой. Каждый жанр искусства стремится вызвать определенную эмоцию у зрителя. Когда дело доходит до драмы, то у смотрящих ее, она должна приводить к сопереживанию, эмоциональному подключению к персонажам. Именно поэтому самый главный подход– это искренность, когда мы начинали писать сценарий, описывать сцены, включали в них настоящие реакции, эмоции. Считаю, что зритель волей-неволей чувствует это в определенных сценах, конечно же в этом большая заслуга самих актеров, возможно в игре им помогает определенный эмоциональный багаж. И как сценарист-режиссер в принципе я, также владея жизненным опытом вносил корректировки в постановки.
– На кого рассчитан сериал? Какие эмоции или мысли Вы хотите вызвать у зрителей?
– В целом сериал нацелен на разную целевую аудиторию. В основном конечно люди среднего возраста, так как главный персонаж–зрелый мужчина 40+. Также в картине присутствует отдельная линия дочери главного героя, ей 16-17 лет, поэтому думаю, что зрителям помладше тоже есть на что посмотреть. Сериал «4 градуса» вызывает разные эмоции: сопереживание главному герою, его ситуации, страх потери, грусть и др. Моменты, в которых Тимур переступает грань морали вызывает противоречивые чувства, кто-то может оправдывать его действия, кто-то подвергать осуждению. Это тоже очень интересный, на мой взгляд, подход, потому что мы целенаправленно старались вызвать противоречивые эмоции. Сериал снят в жанре драмы с элементами триллера, поэтому в каких-то моментах зрители будут шокированы, потрясены, то есть присутствует такой саспенс или напряжение, его мы тоже хотели вызвать у них.

– Расскажите пожалуйста об особенностях съемки сериала, были ли какие-то трудности?
– Так как у нас художественный проект, работают там обычно творческие люди, то ни у кого из нас не было медицинского бэкграунда. Для достижения баланса между медицинской точностью и интересом зрителей мы прислушивались к мнению консультантов. Медики присутствовали при съемке сцен в операционной чтобы в кадре все было так, как происходит в жизни. Актеров учили под каким углом держать хирургические инструменты, как правильно с ними работать, и т.д.
Как и в любых съемках, присутствовали некие сложности. Например, гонка со временем. Мне как режиссеру хотелось уделить этой истории больше съемочных дней, но приходилось действовать в реалиях продакшена, то есть производства сериала. Кроме того, медицинская тематика сериала подразумевала съемки в больницах, в морге. Снимать именно в таких локациях в условиях ограниченного количества времени, на самом деле очень сложно. Да и маневров для творческих решений было мало. Большое количество времени занимала сама подготовка, грим. На съемках использовано немалое количество бутафорской крови.
Для создания напряжения и драматизма в сценах мы применяли определенные технические приемы. В операционных сценах все строится на деталях, использовали крупные планы, несколько камер, что позволило нам увеличить количество кадров для монтажа и художественного создания сцен.

–По каким критериям отбирали актеров для сериала?
– Актеров подбирали очень тщательно. В целом процесс кастинга мне очень понравился, ему мы уделили достаточное количество времени. Главным критерием выбора была конечно же актерская игра, то есть актер должен был отыгрывать свою роль так, чтобы ему поверили. Сложнее всего было найти актрису на роль Лауры, жены Тимура, поскольку у нее очень своеобразный, своенравный, жесткий характер, но в течение истории она будет меняться. На мой взгляд, Сая Оразгалиева очень хорошо справилась с этой ролью, раскрыла персонаж Лауры. В свою очередь участие Берика Айтжанова–это огромный плюс для нашего проекта, так как он настоящий большой профессионал своего дела. Для такого актера как он, кастинг в принципе не нужен. Считаю, что Берик Айтжанов в сериале раскрылся в полной мере в несколько немного другом амплуа, чем ранее мы его видели. Я надеюсь, что самому Берику Айтжанову также было очень интересно принять участие в этом сериале. Касательно других актеров, особенных молодых, например исполнительница роли Алии — Диана Холловей, несмотря на возраст она очень хорошо выдала эмоции, отыгрывая драматичные моменты. Другие актеры ее лет, тоже большие молодцы. Кроме того, я остался доволен линией Дулат и Самал. В нашей истории присутствует Дулат– оперуполномоченный, строгий, прямолинейный оперативник, который не привык отступать. Его сыграл талантливый актер Елдос Шайкенов. Роль Самал, доброй и ответственной матери-одиночки исполнила Улбосын Шалкарова. Они очень органичные актеры, которым веришь, сопереживаешь, они так естественно играют, словно живут роль, надеюсь, что зрители оценят их игру. Также хотел бы отметить исполнителей роли черных брокеров– Дамира Мадиева и Бахтияра Байсерика. Кстати на роль Алана сложно было найти подходящих актеров. Я заметил, что хорошо сыграть строгих, жестких персонажей мало кому удается, поэтому поиск занял время и отобранные актеры отлично справились со своей работой. При этом, даже для эпизодов мы старались находить тех, кто имел актерский опыт. Кроме того, помимо убедительной актерской игры мы уделили внимание внешности исполнителей ролей, так как кино, сериалы — это визуальный ряд, и для зрителей всегда приятно, когда на экране красивые актеры.

–Как вы работали с актерами, чтобы передать сложность их персонажей?
–В первую очередь при создании сценария отдельно расписывается биография героев, предыстория всех персонажей. Мы стремились изложить это в форме, максимально понятной для актеров. Во время кастинга, эта информация предоставлялась претендентам для изучения. На мой взгляд, очень важно готовить хорошие библии персонажей, так как это облегчает работу режиссера в условиях ограниченного количества времени на съемках. Нет времени все разжевывать, приходится работать очень быстро и оптимизировать время. На площадке, конечно, я где-то направлял, готовил траекторию, какую-то цель внутри сцены для актеров. На самом деле очень сильно помогает лаконичность, когда нужно в трех-четырех словах объяснить актеру что необходимо сделать. Сам лично я придерживаюсь такого подхода в работе, не люблю 30-40 минут разглагольствовать, что-то объяснять. Так как знаю, на первых пяти минутах актер начинает прислушиваться, а дальше… Ну, видите, это восприятие человека. Актеры на 6-7 минуте могут где-то упускать какую-то информацию от режиссера уже.
– Планируете ли Вы продолжение или развитие темы донорства в других проектах?
– Ну, наверное, не буду прям забегать вперед, но на самом деле у меня интерес к этой теме все еще присутствует. И, конечно же, если будет возможность, время и ресурсы, то хотелось бы попробовать написать и снять что-то еще на схожую тему. Если даже не второй сезон, то, может создать какую-то другую историю.
Асель ТАШИБАЕВА
Фото Sәlem Entertainmentи из личного архива Куаныша Стаханова