Сфера железнодорожного туризма в Казахстане набирает обороты. 30 апреля из Алматы по городам Шелкового пути отправится уже четвертый поезд «Жибек Жолы». Этот проект стартовал в Казахстане осенью прошлого года. Он продолжает традиции советских туристических поездов. Мне посчастливилось стать пассажиром третьего поезда «Жибек Жолы» (Алматы-Туркестан-Ташкент-Самарканд-Тараз-Алматы), который в марте этого года позволил нам встретить Наурыз в атмосфере восточной сказки.

Напомним, что 3 марта этого года в Казахстане был закреплен законом особый статус Туркестана как духовного, историко-культурного, туристического центра и архитектурного наследия страны. Попав в этот город, мы увидели, что он в целом соответствует этому званию. Введены ограничения по высоте и стилю зданий в охранной зоне, утверждается единый стиль города – внедрение дизайн-кода для сохранения архитектурного облика. Хотя старинных сооружений не хватает. Их можно было бы восстановить и в самом Туркестане и в городище Сауран, где находились знаменитые качающиеся минареты.
В настоящее время в Туркестане осуществляется государственная поддержка ремесленников и регулирование транзитного транспорта. Жаль, что подобного статуса нет у Алматы, где новые многоэтажки перекрывают ночной горный бриз, а старинные здания уничтожаются. Есть надежда, что Туркестан ждет другая судьба.

20 марта наш фирменный турпоезд «Жибек Жолы 3.0» из девяти вагонов, где разместились 325 туристов, после праздничного концерта на вокзале Алматы 2 отправился в путь. Мы разместились в купейных вагонах повышенной комфортности. В каждом вагоне были заботливые проводники, а также холодильник, микроволновка, диспенсер с питьевой водой, титан с кипятком, два туалета, причем, один из них совмещен с душем. Компания КТЖ, активный участник проекта, постаралась предоставить комфортные условия для продолжительного путешествия. Пока Казахстан не может похвастаться скоростными железными дорогами, необходимость строительства которых давно назрела. Но это не остановило любителей железнодорожных путешествий, значительную часть которых (около 80%), к моему удивлению, составили женщины. Я попал в команду туристов компании Grand Soluxe, участники которой получили в подарок красные бейсболки. В связи с этим мы придумали неофициальный девиз – MAGA (Make Asia great again).

Туркестан, совершивший в последние годы решительный туристический прорыв, встретил нас шедеврами средневековой архитектуры, фестивалем воздушных шаров, ярким водным шоу в туристическрм комплексе «Караван Сарай» и захватывающим дух фильмом в летающем кинотеатре «Алтын Самрук».

Красноречивый гид Александр Евченко показал нам основные сокровища этого региона – мавзолеи Ходжи Ахмеда Яссауи, Арыстанбаба, городище Отрар.
Программа была очень насыщенной, но все прошло без сбоев, хотя предпосылки для этого были. Неожиданно вечером водное представление в «Караван Сарае» перенесли с 20.00 на 19.00. Это полностью ломало нашу вечернюю программу, ведь у нас уже были куплены билеты в летающий кинотеатр, причем на два сеанса.

В этот момент проявились организационные способности сотрудника туркомпании Grand Soluxe Саиды Исмаиловой, которая сопровождала нас в путешествии, а также Исмаила Омаралиева, руководителя компании Turan Tour, который обеспечивал наш отдых в Туркестане. С помощью непростых рокировок сеансов им удалось найти решение. В итоге все участники наше группы смогли увидеть оба главных представления — и водное шоу, и фильм в летающем кинотеатре.
Саида, Исмаил, а также участники группы помогли мне с началом съемок тревел-клипа «Туркестайна». Эту песню я подготовил специально для этого путешествия.

Я поехал в тур, в Туркестан
Прикоснуться к древним местам,
Погрузиться в гул городов
И постигнуть тайны основ.
Начало путешествия выглядело многообещающе. Наурыз в древнем и молодом Туркестане – это настоящая сказка!
Видеоролик о Туркестане
Ташкент – звезда востока

Поздно вечером мы сели в поезд и отправились в столицу Узбекистана. Просыпаться каждый день в новом городе – это удивительная привилегия туристических поездов. Хотя проснуться нам пришлось раньше, примерно в три часа ночи, для прохождения таможни. Думаю, можно было не ломать сон и сделать прохождение таможни ранним утром, часов в 6, ведь Ташкент находится фактически на границе.

Признаюсь честно, я не ожидал, что узбекская столица с ее современной архитектурой будет так сильно выглядеть в ряду древних городов на маршруте турпоезда, таких как – Туркестан, Самарканд, Тараз. Но столица Узбекистана начала удивлять нас уже с вокзала, где нас ждал теплый этноконцерт. Отличие узбекских вокзалов в том, что там нет случайных людей (туда пускают только пассажиров). К тому же рядом находится впечатляющий музей железнодорожной техники. Напомним, что в настоящее время Узбекистан обладает самыми быстрыми поездами в Центральной Азии и активно использует их в сфере туризма.

Город удивил нас величественными чинарами, чистотой на улицах (я видел бригаду дворников с трехметровыми метлами), малым по сравнению с Казахстаном количеством пафосных автомобилей, отсутствием хаоса с электросамокатами и какой-то внутренней дисциплиной. При этом наблюдалось чрезмерная реклама «Пепси» и преобладание марок автомобилей, собираемых в Узбекистане.

Этот солнечный и цветущий город заиграл для нас новыми красками благодаря энциклопедически образованному гиду Мухаббат Хасановой. Она провела нас по скверу Амира Тимура, мавзолею Толе би, дворцу Великого князя Николая Константиновича – племяннику Александра II. Мы посетили также парк отдыха, где можно было увидеть древние города Узбекистана в миниатюре, также маххалю Гулбозор, где находится удивительный музей хлеба. Эта стилизованная старинная ташкентская улица населена современными горожанами – достойный пример для Алматы, где можно было бы восстановить старинную крепость или хотя бы одну улицу Верного в Малой станице.

Муххабат также рассказала нам о подвиге бескорыстия в годы Великой Отечественной войны, когда Ташкент стал одним из главных центров эвакуации, приняв более полутора миллионов беженцев, среди которых было 400 тысяч детей, половина из которых сироты. Когда в 1966 году там произошло катастрофическое землетрясение, Советский Союз отплатил гостеприимному городу — вся большая страна восстанавливала Ташкент из руин.

Вечером нас ждал крупнейший в Ценральной Азии парк развлечений и аттракционов Magic City – узбекский ответ Диснейленду, расположенный в отличие от американского аналога прямо в городе и включающий уменьшенную копию самаркандского Регистана. На этой площади проходят концерты звезд эстрады.

От принимающей стороны нас сопровождал Дилмурод Инагамходжаев, который помог сделать все необходимые видеосъемки. Муххабат настолько слилась с нашей группой, что приняла участие в импровизированных съемках тревел-клипа.
Не буду скрывать, в этом городе я дважды был на грани провала и дважды проваливался, но каждый раз поднимался. В главном зале ресторана «Беш козон» («Пять казанов») я решил снять по кругу огромный казан в центральном зале и так увлекся съемкой, что не заметил спуска под казан и провалился в него. Все обошлось без травм.

А вечером, когда я со штативом и реквизитом вышел из ресторана «Сим-сим», то в темноте не заметил арыка, который примыкал прямо к обочине улицы, где стоял автобус и неожиданно уложился в него. К счастью, тоже обошлось без травм. Произошло это из-за моей невнимательности, которую не стоит терять, сколько бы достопримечательностей вас не окружало. В поезде кстати есть доктор и необходимые медикаменты. У одной из моих соседок по купе поднялось давление и доктор сумел оперативно ей помочь.

На мой взгляд, советская песня «Сияй Ташкент – звезда востока» нисколько не устарела. Это солнечный город совершил большой рывок в сфере туризма и нам есть чему поучиться у наших южных соседей. Поэтому он вполне заслуженно входит в маршрут турпоезда «Жибек Жолы». Утомленные активной прогулкой, мы уснули в поезде, чтобы проснуться в Самарканде.
Видеоролик о Ташкенте
Вечный город в центре Азии

Трудно вместить в один день историю города, уходящую почти на три тысячелетия в прошлое. Но таковы условия турпоезда «Жибек Жолы» — каждый день просыпаться в новом городе Шелкового пути. После Туркестана и Ташкента нас ждал один из древнейших городов мира – Самарканд (Афрасиаб, Мараканда), основанный в VIII веке до нашей эры. Он был столицей Согдианы, откуда взял себе жену Александр Македонский, мечтавший соединить Восток и Запад.

Этот город играл главную роль в государствах Саманидов, Караханидов, Хорезма, но наивысшего расцвета достиг при Тимуре и его потомках в XIV и XV веках. Поэтому прежде всего мы отправились в мавзолей Гур-Эмир, чтобы отдать должное Амиру Тимуру. Удивительно, но там мы встретили одного из знаковых казахстанских путешественников Александра Цоя, в рюкзаке которого уже 111 стран. Он тестировал смешанный автобусно-железнодорожный маршрут по Шелковому пути.

Затем мы отправились на одну из красивейших площадей мира – Регистан, к которой примыкают три медресе: Улугбека, Шердор и Тилля-Кари. Это один из самых ярких отголосков Восточного ренессанса, важным центром которого был Самарканд. В медресе Улугбека находится музей, рассказывающий о великих астрономах, математиках и поэтах эпохи Тимуридов. На этой площади мы сняли несколько танцевальных кадров для нашего тревел-клипа.

Причем, к нам присоединились известные алматинские журналисты Надежда Пляскина и Карина Бикинеева, которых мы случайно встретили в вечном городе. Нам также помог Дилмурод Инагамходжаев, который сопровождал нашу группу в Самарканде и не отказался продемонстрировать свои хореографические способности. Это удивительное чувство, когда ты видишь, с каким задором люди танцуют под песню, которую слышат первый раз.

Но Самарканд славен не только своей архитектурой. Колоритным погружением в древние технологии и мир ремесленников стало для нас посещение бумажной фабрики, где можно было увидеть работу механизмов, приводимых в движение водой, а также посетить гончарную мастерскую.

В завершение мы посетили Сиабский базар, расположенный возле мечети Биби-Ханум (соборной мечети Амира Тимура). Времени оставалось мало. Большую часть туристов, увы, привлек базар, но нашлись и те, кто сделал выбор в пользу истории. Ведь кто изучает прошлое, управляет будущим.

В Узбекистане давно назрела деноминация валюты, ее можно было бу уменьшить в тысячу раз. Купюры с большим количеством нулей создают неудобства для туристов во время расчетов. 1 тенге стоит примерно 25 сумов. Одна из пассажирок нашего поезда решила накануне отъезда совершить покупки в бутике самаркадского вокзала. Она расплачивалась с помощью карты и по рассеянности вместо 850 тыс. сумов перевела 850 тыс. тенге. Продавец был готов вернуть ошибочно переведенную сумму, но платежная система Узбекистана не позволяет это сделать одномоментно.

В итоге наш поезд отошел и женщину стали терзать сомнения. Она обратилась к представителям турфирмы Grand Soluxe, у которых она приобретала путевку. Они помогли ей оперативно решить проблему и через определенное время деньги вернулись на ее карту. Кстати, деноминация не помешала бы и казахстанской валюте, которую можно было бы облегчить на пару нулей. От Самарканда мы взяли курс на север, чтобы вернуться в Казахстан и посетить еще один знакомый город Шелкового пути.
Видеоролик о Самарканде
Эх раз, ещё раз древний посетим Тараз!

Свою завершающую экскурсионную остановку наш турпоезд сделал в городе Тараз. Сейчас он не велик, а когда-то этот город был торговый столицей Шелкового пути и столицей могущественного государства Караханидов. Мы всегда с охотой приезжаем в этот город, потому что он хранит немало следов древности. Я даже придумал для него особое приветствие: «Старазствуйте!»

Многие из жителей верят в то, что Виктор Цой спел именно про их город в одной из своих главных песен: «А над городом жёлтый дым. Городу две тысячи лет». Мне приходилось слышать историю создания песни «Звезда по имени Солнце» от Рашида Нугманова, автора фильма «Игла». Он попросил Виктора, который жил у него во время съемок в Алма-Ате, написать песню для начала фильма. Через три дня Виктор представил свое творение, а через несколько дней впервые исполнил эту песню на концерте в Казахском политехе. Она стала одной из ключевых в его творчестве. Скорее всего, Виктор не догадывался, что над тогдашним Джамбулом действительно появлялся жёлтый дым от расположенного неподалеку фосфорного комбината.

Мы не раз приезжали в этот город для участия в фестивале цветения тюльпанов, на гастрономический фестиваль, вместе с археологом Искандером Торбековым изучали следы древних городов. Бродили по развалинам загадочного краснокаменного Акыртаса, изучали следы древнего мегаполиса Баласагун, снимали с Виталием Дворецким документальный фильм «ШелЭКОвый путь».
Возможности нынешнего визита были ограничены – у нас было лишь полдня. Тем не менее, мы успели посмотреть площадь Кене Тараз (Древний Тараз), где воссоздается облик средневекового города, а также мавзолеи Карахана, Айша биби – визитные карточки Жамбыла.

К сожалению, мы не увидели колоритный памятник джентльменам удачи из легендарного фильма Георгия Данелия. Раньше он находился на центральном рынке, который перенесли во время строительства комплекса «Кене Тараз». Этот памятник органично смотрелся бы, например, возле здания Ассамблеи народа Казахстана и наверняка был бы популяр среди туристов.

У нас не было времени заглянуть в уникальное интеркафе, созданное Альбиной Веймер, в котором на каждом столике своя национальная кухня – достойный пример для других городов Казахстана. В Таразе я встретил руководителя отдела туризма областного акимата Жомарта Хажи, с которым мы разрабатывали немало стратегий по развитию экотуризма. Завершился наш вечер грандиозным тоем на весь поезд, организованный, как и все экскурсии этого дня, акиматом Жамбылской области.

Мне всегда казалось, что посещение южных праздников в огромной тойхане могло бы стать изюминкой любого туристического маршрута по этим местам. И вот, наконец, это произошло. 345 утомленных железнодорожных кочевников после Туркестана, Ташкента и Самарканда окунулись в размах южного казахского тоя с лавиной вкуснейших национальных блюд, концертными номерами и морем теплых слов. Выступали представители КТЖ, туркомпаний и областного акимата, работавшие над созданием этого маршрута. Лучшей финальной точки для насыщенного тура сложно придумать.
Этот гостеприимный той на весь поезд, с южным размахом, напомнил, что Тараз и сегодня может подчеркнуть свою значимость на главной дороге Евразии. Тем более, что желтый дым над городом рассеялся.
Видеоролик о Таразе
В перспективе Бухара

О том, какие изменения произойдут в следующем маршруте поезда «Жибек Жолы», мы узнали у руководителя турфирмы Grand Soluxe Алии Абдуллаевой.
— Алия, опрос, который мы провели среди пассажиров поезда «Жибек Жолы 3.0», говорит о том, пять ночей подряд в поезде – довольно утомительно и желательно сделать ночевку в отеле. Многие хотят, чтобы в маршрут входила Бухара. Люди хотели бы иметь на руках программку с точным описанием тура и указанием времени. Звучали также мысли о том, что верхние места в купе должны стоить дешевле нижних. Некоторым не хватило отведенного часа для покупок на Сиабском базаре в Самарканде.
– Мы внимательно прислушиваемся к отзывам пассажиров. Проект находится в стадии развития, ему нет еще и года. Следующий поезд «Жибек Жолы 4.0» (30 апреля – 6 мая) впервые будет доходить до Бухары, где всех пассажиров ждет комфортная ночевка в отеле. Всего новый маршрут будет включать пять городов: Туркестан, Бухару, Самарканд, Ташкент и Тараз. Когда определится окончательная версия маршрута, мы сможем выпускать флаеры с описанием тура. В группе всегда есть те, кому интереснее история города и те, кому важнее шопинг. Поэтому мы будем совершенствовать экскурсионную программу. Что касается более дешевых верхних мест в купе, то в КТЖ принята система равных тарифов для всех мест.

– В советское время туристические поезда могли включать три вагона-ресторана и путешествовать целый месяц. Почему в составе «Жибек Жолы» только один такой вагон?
– Основное питание входит в стоимость тура и осуществляется в национальных ресторанах тех городов, которые посещает поезд. Нам хочется, чтобы с помощью национальной кухни участники тура почувствовали вкус каждого города. Иногда завтраки бывают в поезде, туристы знают об этом и могут самостоятельно к этому подготовиться, ведь в каждом вагоне есть холодильники и микроволновые печи. Если мы будем увеличивать количество вагонов-ресторанов, то это заметно повлияет на стоимость путевки.

— Как вы оцениваете перспективы турпоездов в Центральной Азии?
— Здесь скрывается большой потенциал. Прежде всего для Казахстана и Узбекистана. Конечно, уезжать на целый месяц в железнодорожное путешествие, как в советское время, современные люди не готовы. Но туры продолжительностью от 4 до 7 дней очень удобны. Постепенно будут расти комфортабельность вагонов, скорость поездов. Здесь у КТЖ большой фронт работы. Думаю в будущем маршрут «Жибек Жолы» можно будет продлить до Ургенча, чтобы туристы смогли увидеть и Хиву. Не исключено, что маршруты могут развиваться и восточном направлении, например, из Алматы в Урумчи. В условиях мировой нестабильности Шелковый путь с его колоссальным культурным наследием оживает, обретает былую силу и от этого выиграют все страны, находящиеся в центре Евразии.
Олег БЕЛОВ
Фото и видео автора