Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила данные по мировому рынку авиаперевозок за март 2025 года. Зафиксирован рост как в пассажирском, так и в грузовом сегментах, несмотря на внешнеэкономические вызовы и сезонные колебания.
Пассажирские перевозки
- Общий спрос на пассажирские авиаперевозки, измеряемый в пассажиро-километрах (RPK — revenue passenger kilometers), увеличился на 3,3% по сравнению с мартом 2024 года. Общая провозная емкость, фиксируемая в кресло-километрах (ASK – available seat kilometers), выросла на 5,3%, а коэффициент загрузки составил 80,7% (снижение на 1,6 п.п.).
- Международные перевозки показали рост на 4,9% при увеличении провозной емкости на 7,0% и коэффициенте загрузки 79,9% (-1,7 п.п.).
- Внутренние перевозки выросли на 0,9%, провозная емкость — на 2,5%, загрузка — на 82,0% (-1,3 п.п.).
«Спрос на пассажирские перевозки в марте вырос на 3,3% в годовом выражении, что немного выше февральского значения в 2,7%. Однако рост провозной емкости на 5,3% опередил увеличение спроса, что привело к снижению коэффициента загрузки с рекордных уровней до 80,7%. Несмотря на небольшое снижение спроса в Северной Америке, мартовские показатели продолжают демонстрировать глобальную тенденцию роста пассажиропотока. Это означает, что задачи по устранению узких мест в цепочках поставок и обеспечению достаточной пропускной способности аэропортов и систем управления воздушным движением остаются актуальными», — отметил Уилли Уолш, генеральный директор IATA.
Пассажирские перевозки в деталях – март 2025 (в % по отношению к марту 2024 года)
Регион | Доля рынка* | RPK | ASK | Загрузка |
Весь мир | 100.0% | +3.3% | +5.3% | 80.7% (-1.6 п.п.) |
Африка | 2.2% | +4.1% | +5.0% | 71.5% (-0.6 п.п.) |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 33.5% | +6.3% | +5.9% | 83.5% (+0.3 п.п.) |
Европа | 26.7% | +4.4% | +6.4% | 79.2% (-1.5 п.п.) |
Латинская Америка | 5.3% | +6.2% | +8.8% | 80.8% (-2.0 п.п.) |
Ближний Восток | 9.4% | -0.7% | +3.0% | 74.7% (-2.8 п.п.) |
Северная Америка | 22.9% | -1.1% | +3.5% | 81.4% (-3.8 п.п.) |
*% от RPK отрасли в 2024 г.
Региональный обзор – международные перевозки
Международный рост спроса на пассажирские авиаперевозки (RPK) замедлился до 4,9% в марте в годовом исчислении с 5,9%, о которых сообщалось в феврале, и с январских 12,5%. Это замедление с января в значительной степени отражает окончательную нормализацию спроса в годовом исчислении после пандемии COVID. Авиакомпании Азиатско-Тихоокеанского региона показали самые высокие результаты с ростом спроса на 9,9%. Коэффициенты загрузки снизились в каждом регионе, что отражает общее снижение на -1,7 п.п.
Детализация показателей авиаперевозчиков по регионам за март 2025 года по отношению к марту 2024 года.
Азиатско-Тихоокеанский регион: рост на 9,9%, провозная емкость +11,6%, загрузка 84,1% (-1,3 п.п.) в сравнении с мартом 2024 года.
Европа: рост на 4,9%, провозная емкость +6,9%, загрузка 78,2% (-1,5 п.п.)
Ближний Восток: снижение спроса на 1,0%, провозная емкость +2,8%, загрузка 74,6% (-2,9 п.п.). Снижение спроса, вероятнее всего, связано с периодом Рамадана, который влияет на частоту перелетов у региональных перевозчиков.
Северная Америка: снижение на 0,1%, провозная емкость +2,0%, загрузка 83,0% (-1,8 п.п.). Хотя спрос в регионе сокращается второй месяц подряд в годовом исчислении, важно отметить зафиксированное улучшение по сравнению с февралем, когда падение составило 1,5%.
Латинская Америка: рост на 7,7%, провозная емкость +12,1%, загрузка 80,9% (-3,3 п.п.)
Африка: рост на 3,3%, провозная емкость +3,5%, загрузка 70,1% (-0,2 п.п.)
Обзор внутренних рынков пассажирских авиаперевозок
Внутренние авиаперевозки показали незначительный рост на 0,9% за счет спада на таких крупных рынках, как США (-1,7%) и Австралия (-1,2%). В свою очередь, Бразилия и Индия сообщили о самом сильном росте на 8,9% и 11,0% соответственно. Коэффициент загрузки упал на -1,3 п.п., в то время как показатель провозной емкости увеличился на 2,5%.
Внутренние пассажирские рынки – март 2025
Рынок | Доля рынка* | RPK | ASK | Загрузка |
Обобщенные показатели | 38.2% | +0.9% | +2.5% | 82.0% (-1.3 п.п.) |
Австралия | 0.8% | -1.2% | -4.1% | 81.8% (+2.4 п.п.) |
Бразилия | 1.1% | +8.9% | +8.3% | 80.4% (+0.4 п.п.) |
Китай | 11.3% | +1.7% | -0.8% | 83.2% (+2.1 п.п.) |
Индия | 1.6% | +11.0% | +14.5% | 83.3% (-2.6 п.п.) |
Япония | 1.0% | +8.0% | +2.7% | 84.4% (+4.2 п.п.) |
США | 14.4% | -1.7% | +4.2% | 80.3% (-4.8 п.п.) |
*% от RPK отрасли в 2024 г.
Примечание: на шесть внутренних рынков пассажирских перевозок, по которым имеются подробные данные, приходится приблизительно 30,2% от общего мирового спроса и 79,1% от общего внутреннего спроса.
Грузовые перевозки
- Общий спрос, измеряемый в грузовых тонно-километрах (CTK — cargo tonne-kilometers), вырос на 4,4% по сравнению с мартом 2024 года (+5,5% для международных перевозок), что стало историческим рекордом для марта.
- Провозная емкость, измеряемая в доступных грузовых тонно-километрах, (ACTK — available cargo tonne-kilometers) увеличилась на 4,3% (+6,1% для международных перевозок).
«Мартовские объемы грузоперевозок были высокими. Вероятно, это связано с тем, что часть компаний ускорила поставки в ожидании объявления о тарифах со стороны администрации Трампа 2 апреля. Хотя неопределенность вокруг реального внедрения тарифных мер в конечном итоге может повлиять на торговлю, снижение цен на топливо сыграло положительную краткосрочную роль для авиационных грузоперевозок. Надеемся, что пауза в реализации мер даст политическим лидерам возможность урегулировать торговые споры путем переговоров и восстановить доверие к глобальным цепочкам поставок», — сказал Уилли Уолш.
Следует отметить несколько факторов, оказавших влияние на статистику:
- Объемы в марте обычно растут после затишья в феврале, и текущий рост уже соответствует доковидным трендам.
- Цены на авиатопливо упали на 17,3% год к году, что стало девятым подряд месяцем снижения.
- Резкий рост тарифов США и новые правила торговли, особенно запрет 2 мая на беспошлинный импорт из Китая и Гонконга, могли побудить компании и байеров сделать покупки заранее, чтобы избежать значительных импортных пошлин.
- Мировой объем промышленного производства вырос на 3,2% в годовом исчислении, а объемы торговли увеличились на 2,9%. Многие ключевые индексы инфляции потребительских цен (ИПЦ) упали: инфляция в США составила 2,4%, снизившись на 0,4 пункта с февраля, ИПЦ ЕС составил 2,5%, а ставка в Японии упала на 0,1% до 3,6%. В Китае сохраняется дефляция, но она снизилась до -0,1%.
Грузовые авиаперевозки – март 2025 (в % к марту 2024 года)
Регион | Доля рынка* | CTK | ACTK | Загрузка |
Весь мир | 100.0% | +4.4% | +4.3% | 47.5% (0.0 п.п.) |
Африка | 2.0% | -13.4% | +10.8% | 37.1% (-10.4 п.п.) |
Азиатско-Тихоокеанский регион | 34.2% | +9.3% | +7.6% | 48.6% (+0.8 п.п.) |
Европа | 21.5% | +4.4% | +2.8% | 59.6% (+0.9 п.п.) |
Латинская Америка | 2.9% | +5.6% | +5.2% | 39.5% (+0.1 п.п.) |
Ближний Восток | 13.6% | -3.3% | +0.9% | 47.6% (-2.0 п.п.) |
Северная Америка | 25.8% | +3.7% | +2.6% | 40.7% (+0.5 п.п.) |
*% от RPK отрасли в 2024 г.
Детализация показателей авиационных грузоперевозок по регионам за март 2025 года по отношению к марту 2024 года.
Азиатско-Тихоокеанский регион: местные авиакомпании в марте зафиксировали рост спроса на грузовые авиаперевозки на 9,6% в годовом исчислении, что является самым значительным ростом среди регионов. Провозная емкость увеличилась на 11,3% в годовом исчислении.
Северная Америка: рост спроса на 9,5%, снижение провозной емкости на 6,1%.
Европа: рост спроса на 4,5%, рост провозной емкости на 2,0%.
Ближний Восток: локальные игроки в марте столкнулись с падением спроса на авиаперевозки на 3,2% в годовом исчислении. Провозная емкость увеличилась на 0,8%. Возможно, снижение показателя обусловлено сравнением с прошлым годом, когда в начале 2024 был зафиксирован сильный рост из-за сбоев в морских грузоперевозках по Красному морю.
Латинская Америка: рост спроса на 5,8%, рост провозной емкости на 4,7%.
Африка: снижение спроса на 13,4% в марте по сравнению с мартом 2024 года (самый низкий среди всех регионов), увеличение провозной емкости на 10,5%.
Показатели торговых маршрутов:
Маршрут Европа-Северная Америка был самым загруженным торговым путем в марте. Крупнейший торговый путь по доле рынка, Азия-Северная Америка, также значительно вырос, возможно, благодаря отгрузкам на опережение перед возможным повышением тарифов. Единственными торговыми путями, которые снизились в марте, были Европа-Ближний Восток и Африка-Азия.
Маршрут | Рост, год к году | Примечания | Доля рынка в отрасли* |
Азия – Северная Америка | +7.3% | Маршрут возобновил рост после пересмотренного падения на 0,5% в феврале | 24.4% |
Европа – Азия | +8.3% | 25 месяцев роста подряд | 20.5% |
Европа – Ближний Восток | -7.5% | N/A | 5.7% |
Ближний Восток – Азия | +2.9% | N/A | 7.3% |
Внутри Азии | +5.5% | 17 месяцев роста подряд | 7.0% |
Европа – Северная Америка | +8.5% | 14 месяцев роста подряд | 13.3% |
Африка – Азия | -40.2% | 4 месяца спада подряд | 1.4% |
*Доля рассчитана на основе показателя CTK за весь 2024 год.
— IATA —
Для получения дополнительной информации обращайтесь:
Корпоративные коммуникации IATA
Тел.: +41 22 770 2967
Электронная почта: corpcomms@iata.org
Примечания для редакторов
- IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) представляет около 340 авиакомпаний, на долю которых приходится более 80% мирового объема авиаперевозок.
- Fly Net Zero — инициатива IATA по достижению нулевого уровня выбросов к 2050 году.
- Все представленные данные являются предварительными, включают полную доступную отчетность на момент публикации, а также оценки недостающих данных. Исторические данные могут быть пересмотрены.
- Статистика IATA охватывает международные и внутренние регулярные пассажирские и грузовые авиаперевозки, выполняемые как участниками, так и не участниками IATA.
Термины и показатели
RPK (Revenue Passenger Kilometres) — пассажиро-километры: измеряет фактический пассажиропоток.
ASK (Available Seat Kilometres) — доступные пассажиро-километры: измеряет провозную емкость.
PLF (Passenger Load Factor) — коэффициент загрузки пассажирских рейсов: процент использования доступных пассажиро-километров.
CTK (Cargo Tonne-Kilometres) — грузовые тонно-километры: измеряет фактический объем грузоперевозок.
ACTK (Available Cargo Tonne-Kilometres) — доступные грузовые тонно-километры: измеряет доступную грузовую емкость.
CLF (Cargo Load Factor) — коэффициент загрузки грузовых рейсов: процент использования доступных грузовых тонно-километров.
Фото: kensalogistics.com