Первое базовое направление – усиление контроля цен на монопольных товарных рынках. В этой части Агентство вместе с Правительством уходит от ценового контроля на конкурентных товарных рынках. Это продовольственные товарные рынки, рынки розничной торговли и услуг.
«В то же время мы сконцентрировали свои усилия на монопольных товарных рынках. Это рынки топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи. Здесь упрощаем выход на расследование за установление монопольно высокой цены. В частности, отменяем требование о превышении цен других участников рынка. С учетом международного опыта и влияния цифровых рынков вводим новые критерии определения доминирования цифровых платформ. Также вводим регулирование цен технологически связанных услуг естественных монополий и услуги реализации энергетического угля», – сказал спикер.
Второе направление – повышение эффективности антимонопольных расследований. Ранее Агентством уже был внесен блок поправок, направленный на сокращение стадий проведения расследований. В поправки были включены меры по внедрению методики и обобщения практики расследований, чтобы внедрить единые подходы и повысить эффективность, результативность антимонопольных расследований.
«Третье направление — развитие инструментов предупреждения. Учитывая, что у нас более 5 тысяч товарных рынков, а охват антимонопольным контролем составляет не менее одного процента субъектами предпринимательства, очень важным является институт предупреждения правонарушений. Для развития данного института мы предлагаем внедрение антимонопольного аудита по аналогии с налоговым аудитом, что позволит бизнесу самостоятельно проверить себя и предоставить результаты проверки для утверждения и согласования с Агентством», – отметил Рустам Ахметов.
Четвертое направление — внедрение коллективных исков. По словам спикера, это ключевой инструмент, обеспечивающий подключение общественности к вопросам антимонопольного и иного контроля за законодательством.
Пятое направление – совершенствование анализов товарных рынков. Это ключевой инструмент антимонопольной политики, позволяющий системно реагировать, решать проблемы на товарных рынках, устранять барьеры. По словам спикера, для повышения эффективности экономического анализа предлагается обязательное рассмотрение выносимых рекомендаций государственным органом, что позволяет эффективнее реализовать предложения по развитию конкуренции и товарных рынков.
«Шестое направление – сокращение государственного участия в предпринимательстве. В рамках законопроекта закрепляем один из принципов государственного участия – это временное участие. В частности, предусматривается пятилетний срок создания государственных предприятий, означающий обязательную приватизацию за исключением стратегических и социальных активов. Седьмое направление – экономическая концентрация. Это важный инструмент предупреждения монополизации товарных рынков. На сегодняшний день согласовываются сделки между участниками рынка. К сожалению, не проходят экспертизу и антимонопольный анализ сделки между государством и субъектами бизнеса в рамках приватизации, выдачи ресурсов, земли. Этот пробел устраняем. Соответственно антимонопольную экспертизу будут проходить все сделки, в том числе между государством и бизнесом», – добавил спикер.