В школах Астаны в рамках Года рабочих профессий с января 2025 года запущен уникальный проект «100 профильных классов». В ее рамках учащиеся старших классов могут пройти профессиональную ориентацию по 8 направлениям. Например, в сфере обслуживания, IT, педагогической сфере или медицине. Впервые такие классы открыли в школе-гимназии №26. В чем суть проект и какие он дает возможности школьникам, рассказала директор учебного заведения Ольга Тодераш.
Ольга Тодераш говорит, что в их школе на первом этапе были открыты профориентационные классы по педагогическому направлению. В этом году в рамках Года рабочих профессий было открыто технологическое направление, то есть технологический класс, а также правовое направление.
«Когда мы начинали, у нас он был сборный класс, то есть приходили ребята с разных классов и занимались факультативно. Но это, конечно, неудобно. Почему? Расписание разное, в первую очередь. Дети могут уехать на экскурсию и так далее. Позже сформировали профориентационные класс, так гораздо легче выстроить работу. И родители, и дети увидели плюсы таких классов», — отметила она.
А их, по ее словам, немало. Но самый главный – ребенок может примерить на себе ту или иную роль, понять, хочет ли он этим заниматься или нет.
«Мы говорим, ты год учился в этом классе, если ты понимаешь, что это не твое, ты можешь выбрать другое направление, «пощупать руками». И вот это очень большой и хороший опыт такой, и вот мы видим, что он срабатывает. То есть вот даже по примеру педагогических наших классов: мы видим, что каждый год есть поступление детей на педагогические специальности. То есть это сработало. Соответственно, мы точно так же надеемся на технологические классы, то есть чтобы дети тоже выбирали вот эту технологическую рабочую профессию, но уже осознанно, понимая, что чем он будет заниматься и чему его будут учить. В конечном итоге, эти дети гарантировано пойдут работать по специальности после окончания учебы. Так как это был их выбор, их желание», — уверена она.
В рамках этих классов детям не только рассказывают о профессии, но и показывают о его нюансах на практике. А для этого им организовывают экскурсии в колледжи и университеты. В проекте участвуют семь вузов: НАО «ЕНУ имени Л. Н. Гумилёва», АО «Казахский университет технологии и бизнеса имени К. Кулажанова», Казахский агротехнический университет имени С. Сейфуллина, ТОО «Astana IT University», Медицинский университет «Астана», АLT Университет имени Мухаметжана Тынышпаева, Международный университет «Астана», 21 колледж и более 70 школ Астаны.
«Во-первых, это знакомство с нашими учебными заведениями, колледжами и университетами. Ты приходишь и смотришь базу, ты смотришь на преподавательский состав, атмосферу. Это очень много. И это, конечно же, помогает тоже в выборе вуза. Многие студенты, они просто не знают возможности наших колледжей и вузов… Мы работаем с университетами. И вот они как раз говорят про наших детей, что они уже понимают, зачем они сюда пришли. Они совершенно отличается от абитуриента, который пришел просто со школы. Он уже знает, что это такое, с чем его едят, скажем так, и чего он хочет дальше. И потом дети, которые не стали поступать на педагогические специальности, но занимались в наших профориентационных классах, многому научились. Умение выйти из конфликтной ситуации. Это работа в команде, это умение организовать что-то, все эти навыки им так или иначе пригодятся в жизни», — резюмировала спикер.