Наряду с этим, запущены туристические поезда «Jibek joly» и «Keruen Express» по направлению Алматы – Туркестан – Ташкент – Самарканд – Бухара. С ноября 2024 года данные поезда совершили 5 поездок. По мере поступления заявок туристических агентств они продолжат курсирование.
«Что касается внутренних маршрутов, с 1 марта этого года на постоянной основе курсирует поезд Балхаш – Алматы. С января в рамках поручения Главы государства по развитию Щучинско-Боровской курортной зоны запущен скорый электропоезд по направлению Астана – Курорт Боровое, который сформирован из новых вагонов. Время в пути следования составляет 2,5 часов. Аналогичный новый электропоезд будет запущен с июня по маршруту Караганды – Астана. Дополнительно третий электропоезд будет запущен с сентября по направлению Астана – Курорт Боровое. С 4 квартала 2024 года продлены маршруты электропоездов с Караганды и Павлодара до Курорт Боровое», – отметил спикер.
В целом по общему парку подвижного состава насчитывается 2600 вагонов. В последние годы ведется активная работа по обновлению пассажирских вагонов. В 2024 году приобретено 143 вагона. За последние 5 лет износ снижен с 59 до 42%. В текущем году объем закупа будет увеличен до 226 единиц.
«Закуп вагонов осуществляется преимущественно у отечественных вагоностроительных заводов ЗИКСТО и Stadler. Первая поставка вагонов Stadler ожидается в декабре текущего года в количестве 51 единиц, которые будут запущены по направлениям Астана – Алматы и Астана – Семей. В период с 2026 по 2030 год будут закуплены 873 вагона, это позволит обновить существующий парк на 90% с учетом обеспечения всех вагонов системой кондиционирования воздуха. Таким образом, к 2030 году средний возраст вагонов составит 10 лет», – сказал Жанибек Тайжанов.
По словам главы Комитета, в период летних перевозок будут усилены меры контроля пассажирских поездов. В частности, территориальными инспекциями ведомства периодически будет осуществляться проверка пассажирских поездов согласно их графикам. В случае выявления нарушений перевозчики будут нести административную ответственность и неустойку в рамках договоров субсидирования.
По наиболее популярным направлениям будут организованы мобильные группы из числа перевозчиков и представителей министерства транспорта для мониторинга соблюдения правил перевозок. Будет применен метод «тайного покупателя». Совместно с министерством здравоохранения будут усилены контрольные меры по проверке на санитарно-эпидемиологическое состояние вагонов. Особое внимание уделяется обеспечению безопасности пассажиров в пути следования.