Процедура отбора независимых экспертов прозрачна и автоматизирована. Врач подает заявку через электронную систему и проходит автоматическую проверку, где проверяются его профессиональные данные: опыт работы, наличие лицензии, сертификатов. Далее кандидат сдает тестирование по вопросам, связанным с медико-социальной экспертизой. Решение о допуске принимается системой, что исключает человеческий фактор.
Основные требования к претендентам: наличие высшего медицинского образования; действующий сертификат специалиста в сфере здравоохранения; подтверждение о прохождении обучения по вопросам медико-социальной экспертизы за последние 5 лет; достаточный профессиональный стаж и опыт.
Спикер подчеркнул, что привлечение независимых экспертов позволяет обеспечить непредвзятый и объективный подход к оценке состояния здоровья заявителя, повысить справедливость и обоснованность принимаемых решений, в ряде случаев — сформировать альтернативную экспертную позицию и, в конечном счете, повысить уровень доверия со стороны граждан к системе установления инвалидности.
Глава Комитета добавил, что ведется системный мониторинг качества работы независимых экспертов, уже включенных в реестр, а также анализ вынесенных ими решений. При низких оценках результатов работы эксперт может быть исключен. Повторное включение в реестр не предусмотрено.
Он напомнил, что в пилотном проекте 2024 года участие приняли около 50 врачей, из которых 18 успешно прошли отбор и были включены в реестр. Они вынесли более 7 тыс. экспертных решений.
«На 1 июля 2025 года уже 55 независимых экспертов участвуют в проведении заочного проактивного освидетельствования. Ими вынесено более 24 тыс. экспертных решений», – сообщил Толеген Оспанкулов.