Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Жаслан Мадиев на заседании Правительства доложил о ходе цифровизации в сфере миграции.
Он отметил, что в отчетном году гражданам и организациям доступно 23 госуслуги в сфере миграции, из которых 13 в онлайн формате. Всего за год в цифровом виде оказано 2,4 млн услуг. Наибольшим спросом пользуются следующие госуслуги:
• выдача паспортов и удостоверений личности гражданам РК (в бумажном формате);
• регистрация по месту жительства граждан РК;
• снятие с регистрации по месту жительства граждан;
• выдача иностранцам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в РК;
• формирование и корректировка ИИН иностранцам и лицам без гражданства, временно пребывающим.
В рамках цифровой трансформации госуправления в сфере миграции ведется работа по анализу и оптимизации бизнес-процессов с целью повышения их эффективности. Пример одного из таких процессов – кейс «Иммигрант». В текущей модели сопровождение иммигранта требует его личного присутствия на каждом этапе: для подачи заявлений на визу, получение ИИН, разрешений и статусов. Процесс включает до 10 госуслуг и сопровождается многократной проверкой одних и тех же данных. Отсутствие автоматизации и единой информационной системы приводит к задержкам, ошибкам и высокой нагрузке на госорганы. В результате реинжиниринга внедряется новая модель, в которой:
- цель визита и данные заявителя известны еще до его прибытия;
- все миграционные процедуры объединяются в единую цифровую услугу;
- проверки осуществляются автоматически через интеграцию информационных систем;
- взаимодействие с заявителем организуется через единую точку входа;
- формируется аналитическая база для прогнозирования миграционных потоков.
По итогам реинжиниринга ожидается:
- сокращение количества процедур на 60–70%;
- снижение сроков рассмотрения;
- устранение дублирования;
- повышение прозрачности и управляемости;
- оптимизация ресурсов государственных органов;
- укрепление имиджа страны.
Отмечено, что в целях повышения привлекательности Казахстана для высококвалифицированных IT-специалистов и создания комфортных условий для их интеграции в экосистему страны были запущены программы Digital Nomad Residency и Digital Nomad Visa.
Первая программа позволяет получить вид на жительство полностью в онлайн-формате. Ранее для этого требовалось личное прибытие в страну, получение ИИН и ЭЦП, а также подтверждение дохода. Сегодня процесс стал полностью дистанционным. Подача осуществляется через сайты astanahub.com и egov.kz. ИИН и ЭЦП можно оформить через загранучреждения, подтверждение дохода больше не требуется. Это значительно упростило въезд и легализацию для иностранных IT-специалистов.
Вторая программа – специализированная виза для цифровых кочевников. Программа позволяет работать в Казахстане по своей профессии сроком до 1 года с возможностью дальнейшего получения ВНЖ. Оформляется онлайн и впервые легализует трудовую деятельность цифровых кочевников на территории страны.
На сегодняшний день получены 204 заявки на участие в программах. Выданы первые 2 визы гражданам Алжира и Ботсваны.
«Эти программы – важный шаг на пути формирования современной и технологичной миграционной политики, ориентированной на привлечение цифровых талантов», — добавил Жаслан Мадиев.
Министр также рассказал о разрабатываемых мобильных приложениях для удобства пребывания иностранцев в Казахстане.
В частности, в качестве примера было приведено мобильное приложение QazETA. Это приложение по онбордингу иностранцев в Казахстане, которое предоставляет им доступ к ряду сервисов. Среди них:
- Цифровые госуслуги — получение визы, регистрация по месту пребывания и иные миграционные сервисы.
- Туризм — информация о достопримечательностях, турах, бронирование гостиниц, покупка билетов и другое.
- Связь и транспорт — покупка SIM-карт, аренда авто, такси, график и оплата общественного транспорта.
- Бизнес и инвестиции — доступ к информации об Astana Hub, МФЦА, а также B2B-услугам.
- Безопасность — экстренные контакты, медицинские услуги.
«15 июля 2025 г. в рамках пилотного проекта мобильное приложение QazETA было размещено в Playmarket. На площадке AppStore размещение приложения планируется осуществить до конца этого месяца. Кроме этого, в октябре текущего года в рамках приложения будут запущены 2 новых процесса, по которым идет проработка законодательства: ETA (Electronic Travel Authorization) — выдача разрешений на въезд для безвизовых стран; E-residency – новая возможность для иностранцев, на примере опыта Эстонии и Сейшел – предоставление возможности регистрации резидентства в юрисдикции МФЦА для открытия бизнеса без посещения страны», — заключил Жаслан Мадиев.
Оставайтесь в курсе событий Премьер-министра и Правительства Казахстана — подписывайтесь на официальный Telegram-канал