Трансграничная торговля: какие вызовы стоят перед казахстанскими экспортерами

Один из наиболее актуальных для казахстанских производителей вопросов — трансграничная торговля, оказался в центре внимания международного форума «Развитие рынка электроники и цифровых технологий в Центральной Азии и сопредельных регионах», прошедшего в рамках II Международной выставки бытовой техники и электроники HomeTech & Electra 2025 в Алматы.

Открыл сессию модератор — директор Союза промышленных инвесторов Казахстана Кайрат Еламанов.

Участник форума из Китая, заместитель директора Центра развития бизнеса города Нинбо У Юкэ отметил, что Нинбо – это ключевой узел инициативы «Один пояс, один путь». Здесь находится крупнейший в мире порт Нинбо Чжоушань.

«Используя уникальные преимущества своего порта, Нинбо всецело привержен развитию в качестве современного международного портового города, глубоко интегрируясь в стратегию «Один пояс, один путь», вскоре он вступит в новую эру. Мы рады быть в Алматы на выставке HomeTech & Electra 2025 и участвовать в форуме, искренне надеемся, что 60 экспонентов, включая производителей бытовой техники и электроники, воспользуются этой возможностью для глубокого личного обмена мнениями с коллегами, углубления взаимопонимания и сотрудничества ради достижения общего успеха», — отметил У Юкэ.

В то же время президентАссоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК (Россия) Александр Онищук напомнил о локальных требованиях внутри каждой страны. Так, например, несмотря на то, что и Казахстан и Россия входят в ЕАЭС, в России введено усиленное национальное регулирование. По его словам, общенациональным законодательством на уровне ЕАЭС регулируются различные тарифные и нетарифные меры, техрегламенты, таможенные пошлины, прослеживаемость товаров, таможенное регулирование, трансграничная торговля. Но есть и национальные российские требования: прослеживаемость, ответственность за утилизацию, обязательная предустановка на различные цифровые устройства российского программного обеспечения. Также спикер подчеркнул наличие техрегламентов, на соответствие которым должна быть сертифицирована поставляемая продукция и товары.

«Недавно в Российской Федерации был принят федеральный закон о регулировании маркетплейсов, я так бы его назвал, который определяет структуру работы всех участников процесса, который организует в маркетплейс — и продавцов маркетплейса, и пунктов выдачи заказов и так далее, это авторский сбор и ряд упрощенных процедур, которые РФ ввела с целью недопущения дефицита товаров. Есть вопросы прослеживаемости — у нас все товары так или иначе либо прослеживаются, либо будут прослеживаться. Это и маркировка, и регуляторная база для всех государств членов ЕАС по документарной прослеживаемости», — отметил Онищук.

В связи с этим в соседней с Казахстаном стране уменьшилось количество товаров высоких брендов, но выросла доля брендов среднего уровня. Кроме того, надо отметить рост в России количества собственных торговых марок и торговых марок торговых сетей.

«Чаще всего, это очень интересный продукт для инвестирования в контрактное производство, если есть предложение по производственным мощностям со стороны контрактных производителей, то я думаю, что вы найдете партнеров среди ведущих торговых сетей», — сказал Александр Онищук.

В тоже время, он отметил, что некоторые российские правила могут стать окном возможностей для казахстанских разработчиков программного обеспечения: «Вы можете так же, как и российские разработчики, попасть в список обязательного для предустановки ПО приложений, без которых нельзя продавать товары в Российской Федерации. На смартфоны и планшеты сегодня обязательна предустановка 19 приложений, плюс еще «messenger max», который возможно с 1 января 2026 года будет введен, на компьютеры у нас 3 приложения обязательных, на умные телевизоры также 19 приложений. Все это регулирование создано с целью продвижения российских и евразийских разработчиков ПО, обратите внимание на эту возможность, мне кажется, она такая уникальная, кроме как Российской Федерации, по-моему, таких масштабов обязательная предустановка не имеет нигде, ни в какой стране мира», — заверил Онищук.

Тимур Искандаров, представитель Башкортостана при торговом представительстве Российской Федерации в Казахстане, отметил, что в рамках данного проекта предлагается размещать представительства крупных предприятий, которые будут активно продвигать свою продукцию и услуги, а также развивать деловые контакты с казахстанскими партнерами.

Директор по связям с государственными органами Wildberries в Казахстане Казбек Кужимов рассказал о возможностях маркетплейса по активизации трансграничной торговли: «Мы, работая в 10 странах, как входящих в ЕАЭС, так и не входящих, помогаем нашим продавцам в выходе на рынки других стран, делаем экспорт бесшовным. То есть, все риски зачастую берем на себя. Мы прорабатываем вопросы, чтобы быстрее товары могли быть реализованы не только внутри страны, но и с выходом на другие рынки», — сказал Кужимов.

Также спикер отметил, что через маркетплейсы сегодня люди берут не только одежду и бытовую химию, но и технику для дома, и электронику, эти категории товаров показывают рост.

Что касается вопросов борьбы с подделками и контрабандой, спикеры форума отметили, что на борьбу с этим направлена обязательная маркировка товаров, которая продвигается через ЕАЭС, правда, в каждом из государств-участников этого объединения темпы расширения категории товаров, подлежащих маркировке, различается.

Напомним, в Международной выставке электроники и бытовой техники HomeTech & Electra 2025 приняли участие более 300 компаний из 10 стран мира. Участниками деловой программы стали делегации из профильных министерств Республики Казахстан, торговых представительств, а также международных брендов-производителей и ретейла.

Организатор выставки, компания «World Silk Way» благодарит за содействие и поддержку:

Министерство промышленности и строительства Республики Казахстан

Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

Акимат города Алматы

Акимат Алматинской области

Управление предпринимательства и инвестиций города Алматы

Рабочий комитет платформы цифровых технологий для стран ШОС

АО «Национальное агентство по развитию инноваций «QazInnovations»

Фонд «Самрук-Казына»

Национальную палату предпринимателей «Атамекен»

Exit mobile version