Фото: Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
Неизвестный авиатор: роль Сакена Сейфуллина в становлении казахстанской авиации
К 30-летию Академии гражданской авиации готовится особое издание, посвященное истории воздушного флота страны. В процессе его подготовки исследователи неожиданно наткнулись на почти забытую, но поразительно яркую главу – участие Сакена Сейфуллина в создании казахстанской авиации. Этот факт может удивить даже знатоков его биографии. Ведь Сейфуллин известен прежде всего как поэт, писатель, общественный деятель и один из основателей казахской литературы нового времени. Но в истории становления гражданской авиации Казахстана его имя занимает не менее важное место, чем в литературе или политике.
Оглядываясь на историю,4 апреля 1923 года, на заседании Совета народных комиссаров КАССР в Оренбурге, Сакен Сейфуллин – председатель Совнаркома, инициировал создание Комиссии по поддержке воздушного флота. Это стало официальным стартом для развития авиации в Казахстане. Был утвержден состав комиссии, отправлены представители в Москву на переговоры с руководством «Добролета», авиатранспортнй организации, существовавшей в 1923-1930 годах в СССР, предшественник «Аэрофлота», а позже открыта краевая контора этой организации в Оренбурге с отделениями в других городах.
Директор Авиационного колледжа АО «Академия гражданской авиации», занимающийся изданием вышеупомянутой книги об истории развития авиации в Казахстане, А.Саретбаев подчеркивает:
«При сборе архивных материалов о становлении и развитии гражданской авиации, да и авиации вообще, в разных архивных фондах и библиотеках страны, наткнулись на монографию известного историка, Сакентанушы, М.Абсеметова – «Сакен Сейфуллин – председатель Совнаркома», в ней на основе привлечения новых архивных данных рассмотрены основные события общественно-политической деятельности поэта, в т.ч. системная работа по строительству казахской авиационной инфраструктуры».
С.Сейфуллин не только писал стихи об авиации – он действовал. 28 мая 1923 года он участвует в заседании Совнаркома и Совета труда и обороны, где утверждается состав президиума Общества друзей воздушного флота. Он предлагает открыть авиарейс по маршруту: Оренбург – Уральск – Акмолинск – Семипалатинск и лично инспектирует готовность данной воздушной линии. Более того, сам становится одним из первых казахстанских акционеров «Добролета», вносит средства на покупку самолета.
Сакен Сейфуллин убежден что авиация должна служить простому народу – доставлять почту, лекарства, связывать отдаленные районы. Он призывает:
«Нужно дать возможность летчикам привыкнуть к степи, а населению – к небу».
Он выступает за покупку немецких пассажирских самолетов Junkers Ju-13, а в газете «Еңбекші қазақ» пишет:
«Будущее – за тем народом, который владеет авиацией. Казахстану нужны аэропланы – не меньше одного на губернию».
8 октября 1923 года Сакен Сейфуллин стал одним из первых казахов, поднявшихся в небо на борту самолета. В тот период в Алматы началось строительство первого аэродрома. В 1930 году из Москвы стали выполняться первые регулярные пассажирские рейсы. К 1931 году было создано Управление гражданского воздушного флота Казахстана.
Для Сакена Сейфуллина авиация была не просто символом прогресса – она была мостом между народами, регионами и будущим. Сегодня, спустя сто лет, его вклад в развитие воздушного транспорта Казахстана признается наравне с его литературным и политическим наследием. Академия гражданской авиации, празднуя свое 30-летие, отдает дань памяти человеку, который одним из первых увидел в небе силу, способную преобразить целый народ.