Фото: Министерство науки и высшего образования Республики Казахстан
Инновации в инклюзивном образовании: искусственный интеллект и современные технологии
В Министерстве науки и высшего образования РК ведется работа по обеспечению качественного образования, использованию искусственного интеллекта и современных технологий для поддержки детей с особыми потребностями и с расстройством аутистического спектра, формированию культуры инклюзии и созданию условий для профессионального роста педагогов.
В рамках проекта Всемирного банка «Модернизация среднего образования» проведено обучение профессорско-преподавательский состав вузов и специалистов организаций образования прикладному анализу поведения АВА и методике ранней диагностики аутизма ADOS-2. Курс обучения успешно завершили 67 ППС вузов и специалистов организаций образования и получили сертификаты международного образца с присвоением квалификации RBT – «Registered Behavior Technician» – «Зарегистрированный поведенческий инструктор». Данный сертификат предоставляет возможность работать над коррекцией поведенческих нарушений детей с расстройствами аутистического спектра и консультировать их родителей.
Разработчиком программы и руководителем данного курса обучения являлась Зухра Измайлова-Камар, Международный поведенческий аналитик, основатель и директор школы «Azbuka ABA» (Оттава, Канада). По окончании обучения Зухра Измайлова-Камар предложила открыть кафедру прикладного анализа поведения в одном из ведущих вузов, реализующих образовательные программы по направлению «Специальная педагогика». В целях устойчивости Проекта было рекомендовано об открытии кафедры на базе Казахского национального педагогического университета имени Абая. В настоящее время прорабатывается вопрос по открытию лаборатории прикладного анализа поведения с последующей ее реорганизацией в научную кафедру.
КазНПУ имени Абая не только предоставляет платформу для проведения мероприятии международного масштаба, но и формирует интеллектуальное пространство, где рождаются новые подходы к развитию инклюзии, цифровой грамотности и устойчивого образования.