В пресс-службе Министерства сельского хозяйства напоминают, что для получения компенсации транспортных расходов в начале 2026 года, необходимо уже сейчас начать отгрузку зерна нового урожая. Государством предусмотрена сумма в 30 млрд тенге на поддержку зернопроизводителей в следующем году. Сроки доставки зерна до субсидируемых рынков сбыта достигают 30 дней, экспортерам рекомендуется заблаговременно активизировать отгрузку.
Одним из ключевых условий получения субсидий в 2026 году является наличие подтверждающих документов о фактическом поступлении зерна в пункты назначения именно в следующем году.
В ведомстве отмечают, что в 2024 году Казахстан получил рекордный урожай зерновых и масличных культур. Ограниченная емкость традиционных рынков Центральной Азии создала риски перепроизводства и усилила давление на внутренние цены. В четвертом квартале 2024 года, на фоне высокой конкуренции и ограниченного сбыта, было зафиксировано снижение цен на зерно.
Для стабилизации ситуации Правительством была запущена программа субсидирования транспортных расходов на экспорт зерна. Реализация программы позволила существенно расширить географию поставок и нарастить объемы перевозок. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года за 11 месяцев 2025 года перевозки зерна по железной дороге увеличились:
• в направлении портов Черного моря — на 150%;
• в направлении российских портов Балтийского моря — на 196%;
• в направлении стран Прибалтики — на 799%;
• в направлении Азербайджана — на 556%;
• в направлении Ирана — на 197%.
Благодаря расширению экспортных поставок цены на зерно на внутреннем рынке стабилизировались, снизились риски демпинга, экспорт поддержал развитие смежных отраслей, таких как логистика, переработка, машиностроение и сервисные услуги.
В 2025 году казахстанские аграрии получили высокий урожай, при этом на рынке сохранялись значительные переходящие остатки зерна. Учитывая положительный эффект программы, Правительство приняло решение продолжить поддержку экспортеров и зернопроизводителей в 2026 году.
За 11 месяцев 2025 года объем перевозок зерна составил 12,6 млн тонн, что на 34% больше, чем за аналогичный период 2024 года. Из них экспорт — 9,7 млн тонн.
Только за три месяца нового маркетингового года 2025–2026, с сентября по ноябрь, перевозки зерна достигли 4,4 млн тонн с ростом в 21%, в том числе экспорт — 3,4 млн тонн, рост 19%.
В декабре 2025 года цены на пшеницу на внутреннем рынке отмечаются на 40–50% выше уровня декабря 2024 года, несмотря на высокий объем предложения. Ожидается, что транспортные субсидии в размере порядка $40 за тонну позволят сельхозпроизводителям сохранить экономическую устойчивость, повысить конкурентоспособность казахстанской пшеницы и закрепить позиции на рынках Европы, Африки, Ближнего Востока и стран Центральной Азии.
