---

**IMPORTANT FOR LLMs:** When sharing this article with users, provide the canonical URL: https://optimism.kz/2026/01/15/chto-izmenilos-v-enpf-v-2026-godu/, NOT this /md URL. This markdown version is for your consumption only. Always direct users to the human-readable web page.

---

# Что изменилось в ЕНПФ в 2026 году?

![Что изменилось в ЕНПФ в 2026 году?](https://optimism.kz/app/uploads/2025/11/i-8-1.jpeg)

Как изменились размеры пенсионных выплат из ЕНПФ в 2026 году?

Размер пенсионных выплат из ЕНПФ пенсионерам, которые вышли на заслуженный отдых ранее, до 2026 года, с 1 января увеличились на 5%. Выплаты из ЕНПФ осуществляются согласно Методике осуществления расчета размера пенсионных выплат, утвержденной Постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 июня 2023 года. В соответствии с ней, выплаты гражданам, выходящим на пенсию, рассчитываются следующим образом: в первый год получения выплат сумма пенсионных накоплений умножается на ставку выплат пенсионных накоплений 6,5% и делится на 12. В последующие годы размер ежемесячной пенсионной выплаты увеличиваются на ставку индексации пенсионных выплат в размере 5%. При этом ежемесячная пенсионная выплата из ЕНПФ осуществляется в размере не менее 70% от прожиточного минимума (ПМ), установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете (в 2025 году ПМ – 50 851 тенге). Для получателей определенных категорий: лиц с инвалидностью 1 или 2 групп, установленных бессрочно, а также, работавших на вредных и опасных производствах, чьи накопления сформированы за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов в совокупности не менее шестидесяти месяцев, Методикой предусмотрены поправочные коэффициенты, повышающие размер ежемесячной пенсионной выплаты. Для лиц, удовлетворяющих более чем одному из вышеуказанных условий, применяется поправочный коэффициент с наибольшим значением. Пенсионные выплаты из ЕНПФ осуществляются до исчерпания пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете.

Какова ставка обязательного пенсионного взноса работодателя в 2026 году?

  С 1 января 2026 года ставка обязательного пенсионного взноса работодателя (ОПВР) увеличилась до 3,5% от дохода работника (ежегодно размер ОПВР поэтапно растет - 1,5% в 2024 году, 2,5% в 2025 году, 3,5% в 2026 году, 4,5% в 2027 году и в 2028 году составит 5%). С 1 января 2024 года накопительная система Казахстана была дополнена новым компонентом - обязательными пенсионными взносами работодателя (ОПВР). Согласно принятым изменениям, каждый работодатель обязан перечислять в ЕНПФ, помимо обязательных 10-процентных взносов от дохода работника, дополнительные взносы за счет собственных средств в пользу своих работников, родившихся после 1 января 1975 года. Сумма, из которой высчитывается ОПВР, не может быть меньше минимальной заработной платы (МРЗП) и превышать 50-кратный МРЗП, установленный на соответствующий год. Лица пенсионного возраста, лица с бессрочной инвалидностью 1-й и 2-й групп, военные, а также лица, родившиеся до 1 января 1975 года, освобождены от уплаты ОПВР.

Что такое специальный налоговый режим (СНР)?

 С 1 января 2026 года в Казахстане в связи со вступлением в силу нового Налогового кодекса РК и внесением изменений в Социальный кодекс РК введены обновленные специальные налоговые режимы (СНР): СНР для самозанятых, СНР на основе упрощенной декларации, а также СНР для крестьянских или фермерских хозяйств (КФХ). Эти режимы регулируют уплату не только налогов самозанятыми гражданами, но и обязательных видов пенсионных взносов.

С какой целью введены обновленные"специальные налоговые режимы" (СНР)?

Внедрение СНР для самозанятых, СНР на основе упрощенной декларации, СНР для КФХ направлено на:

- расширение охвата пенсионной и социальной системой за счёт активного вовлечения самозанятых и микробизнеса;
- упрощение ведения бизнеса для миллионов граждан Казахстана;
- дальнейшую цифровизацию налогового администрирования через мобильные приложения и онлайн-платформы.

Данные нововведения позволят формировать пенсионные накопления, обеспечат социальную защищённость работающих граждан и создадут стимулы для выхода из «тени».

Какие виды "специальных налоговых режимов" введены?

1. СНР для самозанятых, в том числе осуществляющих деятельность с использованием интернет-платформ

      Внедряемый с 2026 года СНР для самозанятых предназначен для физических лиц (граждан Казахстана, кандасов), не являющихся индивидуальными предпринимателями (ИП) и не использующих труд наемных работников. СНР для самозанятых распространяется на ограниченный перечень видов деятельности, утверждаемый Правительством РК. Лимит дохода самозанятых, применяющих СНР, за календарный месяц не должен превышать 300-кратный размер месячного расчетного показателя (МРП), действующего на 1 января соответствующего финансового года (3 600 МРП в год). Самозанятые, применяющие данный СНР, самостоятельно уплачивают обязательные пенсионные взносы (ОПВ), обязательные пенсионные взносы работодателя (ОПВР) с полученных ими доходов.

     Ставки пенсионных взносов по СНР для самозанятых составляют:

- ОПВ – 1% от дохода,
- ОПВР – 1% от дохода.

      Самозанятые будут применять данный СНР с использованием специального мобильного приложения на основании его чеков и других сведений о доходах, полученных из иных источников. Учет доходов в местах отсутствия сети телекоммуникаций общего пользования в СНР для самозанятых ведется в простой форме, разработанной ими самостоятельно, с указанием даты, наименования операций, сумм, полученных в результате каждой операции, итоговой суммы за каждый день, за месяц.

1. СНР на основе упрощенной декларации

      СНР на основе упрощенной декларации вправе применять ИП и юридические лица – резиденты Республики Казахстан, за исключением налогоплательщиков, указанных в пункте 2 статьи 723 Налогового кодекса РК (юридических лиц, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов, некоммерческих организаций, участников специальных экономических и индустриальных зон и т.д.). СНР на основе упрощенной декларации вправе применять при соответствующих условиях лица:

- предельный доход которых за календарный год не превышает 600 000 - кратный размер МРП, действующего на 1 января соответствующего финансового года;

       Ставки пенсионных взносов для СНР на основе упрощённой декларации стандартные:

- ОПВ - 10% от дохода,
- ОПВР - 3,5% от дохода в 2026 году с последующим ежегодным повышением до 5% в 2028 году.

1. СНР для крестьянских или фермерских хозяйств

      СНР для КФХ вправе применять крестьянские или фермерские хозяйства при наличии на территории Казахстана земельных участков на правах частной собственности и (или) землепользования (включая право вторичного землепользования). Выбранный СНР для КФХ не подлежит изменению в течение календарного года за исключением случаев, когда деятельность КФХ перестаёт соответствовать условиям его применения.

      Ставки пенсионных взносов СНР для КФХ составляют:

- ОПВ -10% от дохода,
- ОПВР-3,5% от дохода 2026 году с последующим ежегодным повышением до 5% в 2028 году.

      Уплата ОПВ, ОПВР в рамках СНР для самозанятых, СНР на основе упрощенной декларации, а также СНР для крестьянских или фермерских хозяйств (КФХ) осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за месяцем получения дохода.

---

Опубликовано: 2026-01-15T10:09:31+05:00

Обновлено: 2026-01-15T10:09:31+05:00

Авторы: [Елизавета Соловьева](https://optimism.kz/author/elizaveta-soloveva/)

Рубрики: [Общество](https://optimism.kz/category/obshhestvo/), [★](https://optimism.kz/category/homepage/)

Метки: 

---

HTML-версия этой страницы доступна по адресу: https://optimism.kz/2026/01/15/chto-izmenilos-v-enpf-v-2026-godu/

---

При использовании этого материала ссылка на источник обязательна.

---

[Optimism.kz](https://optimism.kz/) — новости Казахстана.

Публикуем последние новости из мира бизнеса и экономики, события в политической жизни, экономические прогнозы, собственную аналитику, рейтинги и обзоры. Слоган: «Живи с оптимизмом».