Я переехала в Канны чуть менее года назад, после десяти лет проживания во Франции и в том числе в Париже. Канны — красивый теплый город вблизи моря, более спокойный чем столица и рядом с городом находится большой технополис София-Антиполис, где много работы в ИТ-индустрии. Я работаю как раз в одной из таких ИТ-компаний.
Но Канны известны конечно в первую очередь для мирового сообщества благодаря Каннскому фестивалю. С тех пор как я перебралась в этот маленький город (население чуть более 74 тысяч человек), все только и воскликали “О, вау! Как же тебе повезло, это же город звезд”. Такая реакция на Канны обычно у иностранцев. В то время как у французов, проживающих в других регионах и даже в самих Каннах отношение к городу может несколько отличаться и мне уже не раз доводилось слышать например: “Ils sont trop superficiels la-bas” — “Они слишком поверхностные”, что означает, что жителей Канн ничего не интересует кроме как красивых вещей, машин и денег.
Канны и вправду переполнены красивыми вещами. Здесь, прямо напротив дворца фестивалей растянулись улицы люксовых магазинов, женщины зимой прогуливаются в шубах, а по дорогам раскатывают в шикарных кабриолетах.
Такая легкая атмосфера в Каннах практически целый год, а во время фестиваля город буквально преображается. Дамы достают из гардеробов красивые платья, мужчины одеваются в смокинги, террасы переполнены смеющимися людьми и повсюду слышны обрывки разговоров на иностранных языках.
Раз уж я поселилась в Каннах, мне захотелось попасть хотя бы один раз в жизни попасть на Каннский фестиваль. Так началась подача заявки в качестве журналиста.
Процесс состоял из сбора различных документов, предоставления статистики сайта, заполнение формуляров. Заявку я отправила без особой надежды, но несмотря на мой личный пессимистический прогноз досье одобрили в течение двух недель и вот я уже стою в длинной очереди на морском вокзале в центре Канн, чтобы забрать заветный бейджик, дающий доступ во дворец фестивалей.
Стояли мы долго, наверное часа два. Сначала на улице под солнцем, потом в помещении. Было душно, но воодушевление и предвкушение фестиваля было сильнее временной духоты. Я сложила веером кусок бумаги и терпеливо ждала своей очереди. В очереди люди стояли уставшие, но едва в их руках оказывался бейджик с доступом на их лицах появлялась улыбка и они уверенно шагали прочь.
Наконец и в моих руках оказался заветный бейджик. Что теперь? Как вообще проходит фестиваль? Во время заявки я создавала личный аккаунт на сайте фестиваля, там же были различные разделы о доступах. Но информация, скажу вам как человек, работающий в ИТ и создающий онлайн продукты организована на сайте так себе. Например, в одном из отделов было написано о завтраке с продюсерами и режиссерами, я даже смогла скачать программу завтраков и их участников. Однако,, когда я заявилась на мероприятие мне сообщили, что доступ возможен только для обладателей специального бейджика для продюсеров. И тут я стала внимательно разглядывать бейджики людей и как выяснилось у всех они разные и у каждого свой собственный доступ. Этакое разделение по бейджикам, кто-то круче, а кто-то не очень.
Мне достался желтый бейдж, с ним я могла, например, ходить на пресс-конференции “Dans la limite de places disponibles” (В пределах доступности мест), что в общем-то значит первый пришел, первым обслужен. Журналисты приходили на конференции очень заранее, выстраивались в очереди и ждали, когда их пустят в заветный зал. Причем очереди были разделены на печатную прессу и телевизионщиков. Очень быстро мне стало понятно, что Каннский фестиваль для обычных смертных с обычными бейджиками это бесконечные очереди, ожидания и мелкие недоразумения.
Я даже нашла статью в Интернете на французском языке о том как разобраться в дебрях Каннского фестиваля, после прочтения которой однозначно поняла — чтобы полноценно насладиться фестивалем нужен опыт или знакомые, а лучше и то и другое.
Например, желающим попасть на просмотр отобранных фильмов нужно регистрироваться на каждый сеанс. Однако в первые дни фестиваля онлайн-платформа по регистрации билетов была полностью перегружена, страница не грузилась, получить билет было невозможно. И вот все столпились в несколько очередей возле диджитал платформ, примерно таких как в фастфудах, чтобы зарегистрироваться на сеансы. Ожидание было невероятно долгим, потому что каждый желающий пытался зарегистрироваться сразу на несколько сеансов, а значит прокручивал вверх и вниз списки фильмов, часы сеансов и стоял в лучшем случае пять минут перед экраном. Люди терпеливо ждали, некоторые стали садиться на пол, я тоже разместилась на полу. Стульев, к сожалению, здесь не было. Наконец очередь добралась и до меня, я зарегистрировалась на просмотр фильма “Жена Чайковского”, единственного российского режиссера Кирилла Серебренникова.
За несколько часов до этого мне удалось попасть на пресс-конференцию с Кириллом Серебренниковым и актерами фильма, Одином Байроном, который сыграл Чайковского и Алёной Михайловой, сыгравшую супругу композитора.
Я тихо присела в первых рядах и стала прислушиваться к разговорам, благо я прекрасно владею и французским и английским языками. И вот о чем шептались до конференции.
- Он (Кирилл Серебренников) сказал, что выступает против войны, но этого недостаточно, нужно чтобы он подробнее высказал свое мнение, — говорил один из журналистов, а другой поддакивал.
Пресс-конференция началась с вопросов о войне и продолжилась шквалом вопросов около военной тематике. Мне было почему-то жаль и актеров и режиссера, по-сути, эти люди не имеют совершенно никакого отношения к происходящему. Единственный режиссер из России, в том время как никто в том числе и журналисты из России не были допущены до фестиваля (Каннский фестиваль поддержал Украину, в первый день по видео-связи выступил президент Украины Зеленский, а на самом фестивале были представлены картины украинских режиссеров) благодаря своему труду его картина представлена на фестивале, но о картине говорят совсем немного.
Среди вопросов были такие:
- Сегодня мы видим бойкоты картины, какое ваше мнение ?
- Украинская фильм академия требовала бойкота не картины, а вас потому что вы получали деньги от олигарха Владислава Суркова
И так далее в том же духе.
Мне почему-то показалось все это неуместным.
Далее после неоднозначной конференции, длинной очереди, и регистрации на сеансы я надеялась попасть на просмотр кино. Но этого не сделать не удалось.
Билеты просто не пришли на электронный ящик, а сайт был настолько перегружен, что подключиться на мой аккаунт и скачать билеты мне тоже не удалось. Билеты пришли только вечером, когда все сеансы уже были закончены. И все же я пыталась пробраться на сеанс, честно скажу никогда еще в моей жизни попасть просмотр кино не было так сложно.
- У вас нет билета, — говорят охранники. В ответ пытаюсь им объяснить, что я только что сделала регистрацию. Но ничего не помогает. — Идите в отделение по информации, они вам помогут.
Снова поднимаюсь на первый (или второй ? Уже не помню) этаж, иду в отделение по информации, а там еще несколько несчастных, таких же как и я, пытаются объяснить проблему.
- Вам нужно распечатать билет, для этого, вот пожалуйста вам в эту очередь, — показывает девушка в информационном отделе.
- Вы издеваетесь? — Начинаю я нервничать, — мы только что почти два часа отстояли в другой очереди.
Девушка жмет плечами. На вторую очередь у меня не хватило сил, я вышла из дворца фестивалей, купила себе мороженое и смотрела на прохожих с блестящими бейджиками, болтающимися на шее.
Я так устала от этого дня, что по возвращению домой проспала несколько часов.
Вторая попытка попасть на просмотр фильма. Регистрируюсь на утренний сеанс, в 8 утра. Большая мотивация ! На этот раз регистрируюсь онлайн (два дня спустя, похоже платформа наконец полноценно заработала). Прихожу к дворцу фестивалей, протягиваю радостно телефон охраннику с билетом на экране.
- А ваш сеанс не здесь, он в другом кинотеатре, видите на билетике написано Cineum
- Каким образом я должна догадаться, что сеанс в другом месте если во дворце все залы носят какие-то названия? Например на завтрак с режиссерами было написано, что мероприятие проходит на пляже Palm Beach Riviera, а оказалось, что это название зала, хотя в Каннах есть такой пляж. Здесь даже адрес не указан.
- Согласен, сегодня много людей как вы пришли сначала сюда, надо будет на следующий год передать информацию.
- Много информации придется передавать на следующий год, — съехидничала я, это уже французская выдержка.
Итог — я снова сижу в кафе напротив и ем, наблюдая за прохожими с бейджиками.
Третья попытка попасть на сеанс. На этот раз я зарезервировала место на французский фильм Les amandiers Валерии Бруни-тедески. Чудо случилось, я наконец-то сижу в кинозале во дворце фестивалей. Фильм оказался шикарным и я вышла из зала воодушевленная. Люди вдруг засуетились и оказалось что по красной дорожке поднимаются актеры, но вот загвоздка они находятся по другую сторону дворца. Снова иду к секьюрити.
- Как попасть на ту сторону ?
- Для этого нужно специальное приглашение.
Это уже другой уровень, господа. Но для меня это был занавес.
Больше я на фестиваль не возвращалась.