Когда школьные власти в Нью-Йорке убрали 11 книг, которые им не нравились, с полок библиотек, 17-летний Стивен Пико вступил в судебную тяжбу, которая в конечном итоге привела его и его школу к Верховному суду США.
В 1976 году Пико учился в старшей школе бесплатного школьного округа Island Trees Union в Левиттауне, штат Нью-Йорк, когда школьный совет приказал убрать несколько книг из библиотек средней и старшей школы, в том числе «Бойня номер пять» Курта Воннегута и «Лучшие рассказы негритянских писателей» под редакцией Лэнгстон Хьюз. Книги были частью списка «нежелательных» книг, которые некоторые члены правления получили за несколько месяцев до этого, когда они посетили конференцию консервативной группы Parents of New York United. Когда Пико узнал о действиях совета, он и несколько других студентов подали иск в 1977 году с помощью Американский союз гражданских свобод попытаться вернуть книги в библиотеки.
В этом месяце исполняется 40 лет с тех пор, как судебная тяжба Пико закончилась, поскольку Верховный суд признал права студентов в соответствии с Первой поправкой к Конституции. Свободный школьный округ Союза деревьев острова против Пико и постановил, что школьные советы не могут удалять книги, потому что им не нравятся идеи, содержащиеся в этих названиях.
Но для Пико, которому сейчас 62 года и который стал художником, редактором и защитником прав Первой поправки, дело продолжает находить отклик, поскольку Америка сталкивается с новой волной книжных проблем.
В прошлом году, авторы цвета, исследующие историю, расизм или собственный опыт в Америке столкнулись с рекордным количеством проблем. Губернатор Техаса Грег Эбботт призвал школьные советы своего штата удалить книги, которые он назвал «порнографией», и школьные округа по всей стране изъятые книги отмечены как «неприемлемые» со своих библиотечных полок.
«Я считаю, что школы обязаны обучать всем идеям, а не только тем идеям, с которыми они согласны», — сказал Пико.
Пико рассказал CNN о том, как знаменательное дело Верховного суда 1982 года повлияло на его жизнь и изменились ли усилия по запрету книг в Соединенных Штатах за десятилетия. Интервью было отредактировано для большей длины и ясности.
Почему цензура книг была настолько важным вопросом для вас, старшеклассника, что вы решили оспорить школьный округ в суде?
Я думаю, что свобода читать книгу — это основа нашей демократии. Сегодня на него напали. Основные свободы подвергаются нападкам во всем мире и в Соединенных Штатах. Так было в 1977 году, так же и сейчас. Когда люди запрещают книги, жертвами здесь становятся книги, идеи, студенты, учителя, библиотекарь и наша форма демократии. То, что произошло в моем школьном округе, было политическим. Школы и члены школьного совета обязаны преподавать все идеи в Соединенных Штатах, а не только идеи, которые соответствуют их политике.
Прошло шесть лет, прежде чем Верховный суд вынес решение по этому делу. Вы закончили школу и даже колледж, но не забыли о деле. Какой была ваша жизнь в то время, когда вы были главным истцом?
Было занято. В 1977 году, когда мне было 17 лет, я провел пресс-конференцию с писателем Куртом Воннегутом-младшим (чья книга «Бойня номер пять» была снята с полок библиотек), и мы объявили о судебном иске против школы. Через несколько месяцев я закончил учебу, поступил в Хаверфорд-колледж в Пенсильвании и получил степень. В колледже я тратил время на то, чтобы давать интервью, собирать деньги для дела, выступать с речами и повышать осведомленность о деле. После того, как я закончил колледж, моей первой работой была Национальная коалиция против цензуры, где я проработала еще три года, пытаясь изменить законы и внедрить политику, чтобы предотвратить (книжное) удаление в будущем.
Перед этим интервью вы упомянули, что многие из ваших одноклассников были апатичны или имели другие приоритеты, такие как поступление в колледж, и что по большей части вы не чувствовали поддержки.
Когда иск стал достоянием общественности, я не увидел особой поддержки, и даже у моих собственных родителей было много сомнений. Они не особенно поддерживали судебный процесс, потому что думали, что он будет воспринят как создание проблем и что я могу не поступить в колледж или не получить определенные стипендии, на которые я имел право, потому что я занимал позицию, которая была очень непопулярна в моем сообществе.
Я думаю, что современные студенты намного более искушены. Они лучше осведомлены о своих правах как граждан. На самом деле сегодня у меня гораздо больше надежды на то, что эти сражения будут продолжаться и будут выиграны. Я знаю, что сейчас есть молодые люди, которые создают книжные клубы, группы, где они собираются читать запрещенные книги и решать для себя. Я знаю, что есть молодые люди, которые борются с этими попытками книжной цензуры, и это очень обнадеживает, потому что этого не было, когда я учился в школе.
Большинство студентов просто не знали о своих правах, но сегодня молодежь остро осознает свои права. Я действительно горжусь ими. Я знаю, что они не собираются просто сидеть сложа руки и принимать это.
Студенты организуются и разными способами сопротивляются запретам на книги. Например, два ученика в Миссури в начале этого года подали в суд на свой школьный округ из-за изъятия книг, написанных цветными и ЛГБТ-сообществами и о них. Каково ваше сообщение для них?
Одна вещь, которую мне сказали в 1970-х годах, заключалась в том, что «это будет самое важное, что вы сделаете за всю свою жизнь». Правда это или нет, но я хочу, чтобы молодые люди услышали то же, что и я, и знали, что их защита касается не только их прав, но и прав всех студентов в Соединенных Штатах.
Консервативные взгляды играют роль в нынешних усилиях по изъятию некоторых книг из школьных библиотек. Некоторые книги выделяются политиками за то, что они якобы имеют «непристойное, вульгарное или непристойное» содержание. Изменились ли дебаты о книгах в Америке спустя 40 лет после того, как ваше дело дошло до Верховного суда?
За цензурой книг стоит политическая подоплека. По крайней мере, одна политическая партия в Америке пытается запугать родителей и попытаться повлиять на то, как они проголосуют на предстоящих выборах. Я думаю, что местные и государственные политики в Республиканской партии прямо сейчас пытаются активизировать своих избирателей, вселяя страх в родителей, голоса которых они, возможно, потеряли на последних выборах. Я думаю, что это тактика запугивания. То, что местные политики решают, какие книги нельзя использовать в школах, было именно той ситуацией, с которой я столкнулся в 1976 году. Никто в моем нью-йоркском сообществе в 1976 году не возражал ни против одной из 11 книг, которые были удалены и запрещены. Ни ученик, ни учитель, ни библиотекарь, ни родитель, ни один член всего моего сообщества, включавшего четыре средние школы, никогда не жаловался ни на одну из книг, которые в итоге были запрещены. Моя школьная доска вышла за пределы сообщества и нашла список так называемых нежелательных книг. Они не читали книги целиком. Они использовали горстку выдержек, горстку слов, горстку пошлостей, чтобы эти книги выглядели плохо. Вы должны судить о книгах во всей их полноте, а это не то, что делают эти политики и школьные советы тогда и сейчас.
Вы говорите, что на протяжении десятилетий в Америке все еще ведутся одни и те же или очень похожие дебаты о книгах и цензуре. Как мы можем двигаться вперед? Есть ли решение этого затянувшегося спора?
Я думаю, что решение в Америке всегда состоит в том, чтобы иметь больше идей, больше дискуссий и иметь больше свободы слова. Это не контроль над тем, что люди читают и думают, мы должны делать это по-американски. Молодежь и пожилые люди должны пойти и купить запрещенные книги. Они должны сами выносить суждения. Им нужно читать книги полностью. Им нужно принять запрещенную книгу.
Глупо думать, что современные дети наивны. Они идут домой, включают новости или читают их на своем телефоне… они знают, что происходит в мире. Они знают, что идеи, которые они слышат, серьезны, сложны и нуждаются в понимании. Я думаю, что эти противоречивые личные истории, такие как злоупотребление наркотиками, расовая дискриминация, антисемитизм, насилие в отношении молодежи и взрослых из-за их сексуальных предпочтений, должны быть обсуждены. Молодые люди должны быть готовы решать эти проблемы, когда им исполняется 18 лет и когда они заканчивают среднюю школу. Я думаю, что лучшее место для обсуждения этих вопросов — в классе, где они могут обсудить это со своими сверстниками, и там есть обученный профессионал, который поможет им понять, что они читают и почему.