Некоторые люди считают, что если в школе будет больше учебных дней, то знания станут лучше. Это основано на идее, что у учеников будет больше времени на обучение и учебу. Однако другие утверждают, что продление учебного года в РК мало что изменит, и это — не лучший способ улучшить образование, сообщает Bizmedia.kz.
СМИ поговорили с родителями, учителями и экспертами в сфере образования, чтобы понять, для чего министерству нужны эти нововведения и к чему они приведут.
Как заверяют в Министерстве, эти нововведения нужны для улучшения образования. Изменения помогут направить учеников в правильном направлении для их будущего.
Продление учебного года в РК: учебный год увеличат за счет сокращения зимних и весенних каникул
Дополнительные две недели в учебном году были бы получены за счет продления школьных занятий до середины июня, что, по мнению многих, невыгодно для учащихся.
Министерство разъяснило, что дети не будут учиться летом, а учебный год будет продлен за счет сокращения зимних и весенних каникул, а также продления четвертой четверти.
Раньше зимние каникулы для детей длились 11 дней, с 30 декабря по 9 января. Однако теперь они сократились до 9 дней — с 31 декабря по 8 января. Весной школьники уходили на каникулы 19 марта, а приходили на учебу только 31 марта. Это означает, что у них было 12 дней каникул. Но теперь весенние каникулы сокращены до 9 дней, с 18 по 26 марта включительно.
Учебный год официально закончился, но теперь дети будут уходить на каникулы только 1 июня. Это даст две дополнительные недели учебного года.
Продление учебного года в РК: зачем это нужно?
Министерство образования утверждает, что благодаря продлению учебного года в Казахстане они смогут сократить количество уроков в день. Это позволит снизить учебную нагрузку, уменьшить утомляемость и заболеваемость детей.
Есть мнение, что продление учебного года в РК — это отличная идея. Это даст ученикам больше времени на изучение и понимание материала, а также уменьшит количество стресса, который они испытывают. Также многие родители рады, что ученики больше находятся в школе и меньше проводят времени дома, где постоянно требуют внимания.
Официальные лица утверждают, что в Казахстане одни из самых длинных летних каникул, ссылаясь на международный опыт. В Германии и Англии дети отдыхают всего семь недель, а в Финляндии, Венгрии и Швеции — 9-11 недель.
Другое мнение гласит, что продолжительность летних каникул должна основываться на том, что лучше для детей, а не на том, что лучше для страны. У детей должно быть достаточно времени, чтобы отдохнуть и насладиться летом, не беспокоясь о школьной работе и домашних заданиях. Так они будут лучше учиться.
Продление учебного года в РК: мнение учителей — они против
Наталья Дрейт, президент Республиканской ассоциации учителей физической культуры, считает, что министерство пытается перейти от качества к количеству уроков, чтобы замазать несбалансированную учебную программу.
“Дети сейчас действительно устают от количества уроков, но снижать нагрузку в школах необходимо другими способами. Например, убрать ненужные предметы, вроде “Самопознания”, а “Абайтану” включить в предмет “Казахская литература”, – предложила Наталья Дрейт.
В утвержденном учебном плане теперь указаны часы и темы занятий, а это значит, что учителям нужно будет добавить к расписанию еще две недели. Важно, чтобы это было сделано правильно, и именно поэтому этим должно заниматься министерство, а не учителя.
Нужно учесть нюансы
По словам эксперта, особенно важно обратить внимание на сроки проведения экзаменов. Если раньше они начинались в среднем звене 26 мая, то теперь — 1 июня. Соответственно, экзамены закончатся только к июлю. А в августе учителям нужно готовиться к национальным предметным конференциям.
Наталья Дрейт подкрепляет свои рассуждения мнением других учителей. На своей странице в Facebook она инициировала обсуждение проекта, на которое многие откликнулись. Практически все участники обсуждения высказались против этого предложения.
Дети в последние дни учебного года не ходят в школу
Тот факт, что мало кто посещает занятия в последнюю неделю летней школы, может свидетельствовать о том, как учащиеся относятся к окончанию учебного года. С этим столкнулась Татьяна Бондаренко, учительница гимназии № 56 в Алматы. В прошлом году в течение последней недели летней школы на ее занятиях присутствовало всего несколько учеников. Это может быть связано с тем, что ученики рады предстоящим летним каникулам и не чувствуют необходимости посещать занятия в последнюю неделю.
“Мы же видим, как начинается четвёртая четверть. У детей просто нет настроения. Они еле держатся, им хочется уже гулять и отдыхать”, – рассказала учительница.
Президент Казахской лиги экспертов образования Гульнара Абишеваотметила, что при принятии такого решения с ними никто не советовался: «Я обзвонила другие экспертные группы и они говорят, что с ними это не обсуждалось».
Родители тоже против — нужно улучшать программу
Казахстанский союз родителей, в который входят более тысячи родителей со всего Казахстана, подготовил обращение к президенту Касым-Жомарту Токаеву, в котором выражает свое несогласие с новыми сроками учебного года. Союз считает, что сроки каникул слишком сжаты и не дают родителям достаточно времени для подготовки детей к школе.
Марина Шаймаханова, глава профсоюза, считает, что невозможно устранить пробелы в знаниях, о которых говорит Министерство образования, потому что они вызваны самой учебной программой.
Родители говорят, что министерство должно сосредоточиться на качестве уроков, подготовке учителей и системе оценок, а не на продлении учебного года в Казахстане. Они утверждают, что первоклассники должны сосредоточиться на письме, чтении и навыках счета, а не на увеличении количества уроков.
“Потребуется много времени, чтобы указать на все недостатки нашей системы образования. Грамотные специалисты должны вдумчиво и тщательно подойти к их устранению, а не принимать такую неэффективную и необоснованную меру как продление учебного года в РК”, – заявила Марина Шаймаханова.
Многие согласны с тем, что Министерству следует сосредоточиться на повышении качества преподавания, а не на продлении учебного года. Это будет более полезно для учащихся, так как они смогут сосредоточиться на освоении основных навыков.
Продление учебного года в РК будет неэффективным
Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента и учитель по профессии, не считает, что продление учебного года в РК будет эффективным для улучшения успеваемости учащихся.
"Да, можно в эти две недели изучить ещё пять тем по математике или 15 слов английского языка или поговорить о патриотизме, но есть же другие возможности. Например, пересмотреть программу, уменьшить количество предметов, даже уменьшить количество новых тем. Ещё раз прочесть учебники и увидеть, насколько они неинтересны и написаны трудным языком, наполнены ненужными данными. Но нет, ещё на две недели запереть детей в душных переполненных классах министерству кажется лучшим выходом", – заявила Ирина Смирнова.
11-летнее образование не помогло, не поможет и увеличение учебного года
Когда система образования перешла с десятилетнего на одиннадцатилетнее обучение, думали, что это уменьшит нагрузку. Однако это изменение не привело к уменьшению объема работы, которую должны выполнять учащиеся. На самом деле, теперь ученикам приходится ходить в школу одиннадцать лет и посещать больше уроков в день.
В целом, можно уже сейчас сказать, что изменение системы образования с десяти до одиннадцати лет не пошло на пользу учащимся. Увеличение количества уроков в день означает, что у учащихся остается меньше времени на отдых и развлечения, что может привести к стрессу и перегрузке учащихся. Кроме того, увеличение продолжительности обучения означает, что ученики проводят больше времени в школе и не имеют возможности полноценно отдыхать.
Зарубежный опыт не нужен, у казахстанских детей свои потребности
Не имеет смысла полагаться на зарубежный опыт, когда речь идет о школьном расписании, поскольку в каждой стране все устроено по-своему. Например, в Швейцарии нет школы по средам с пятидневной учебной неделей. В школах Англии длинные рождественские каникулы и много экскурсий в учебное время, в то время как в Финляндии — только 4-5 уроков в день. В каждой стране все устроено по-своему, поэтому при принятии решения о школе важно не полагаться на других.
Депутат считает, что в проекте не был учтен климат южных регионов, где в мае очень жарко, а в классах нет кондиционеров.
"У нас дети как стахановцы. Одну смену в школе, а вторую у репетиторов, где изучают то же, что и в школе, ещё раз. Потому что обучение в школе не даёт нужного качества. Так дадут ли две дополнительные недели ожидаемый эффект? Думаю, при прежнем содержании, при прежних учебниках, при прежней подготовке учителей это увеличение учебного года ничего не даст, кроме уменьшения времени на отдых", – подытожила политик.
Многие согласны, что при принятии решений о школе важно полагаться на индивидуальные потребности каждого ребенка. Хотя может быть полезно посмотреть, что делают другие страны, важнее найти ту школьную систему, которая лучше всего подходит ребенку. Важно также помнить, что в каждой стране существует своя уникальная система образования, которая исходит, в первую очередь, от потребностей школьников.
Читайте также:
Bizmedia.kz — в Телеграм, Инстаграм, Фейсбук и Твитере. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить.