Немного истории
Начиная с 15 марта 1983 года мировым сообществом ежегодно отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, с общей целью привлечь внимание насущным проблемам, с которыми сталкиваются во всем мире.
В первые это было сделано выступлении президента США Джона Ф. Кеннеди в Конгрессе 1961 году. В выступлении президента были сформулированы четыре основных права потребителя:
— право на безопасность,
— право на информацию,
— право на выбор
— право быть услышанным.
Позднее к ним добавились ещё четыре:
- право на возмещение ущерба,
- право на потребительское образование,
- право на удовлетворение базовых потребностей
- право на здоровую окружающую среду.
15 марта 1983 года, когда Генеральной Ассамблеей ООН был принят документ названный — «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций по защите прав потребителей».
Девиз 2023 года
Девиз Всемирного дня защиты прав потребителей в 2023: «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к экологически чистой энергии».
Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
При этом защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей.
В систему защиты прав потребителей Республики Казахстан входят все государственные органы включая министерства экологии и природных ресурсов, здравоохранения, энергетики, их координацией и реализацией госполитики в этой сфере осуществляет Комитет по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан с 2020 года (далее – Комитет).
Кроме этого Комитетом осуществляется анализ и мониторинг обращений по вопросам защиты прав потребителей, ежегодно проводятся заседания Межведомственного совета по защите прав потребителей и вносится доклад Правительству РК по результатам проводимой работы в этой сфере.
В 20 регионах страны, территориальные департаменты торговли и защиты прав потребителей осуществляют госконтрольные функции по соблюдению требований закона.
Закон регулирующий общественные отношения в сфере защиты прав потребителей был принят 4 мая 2010 года.
В настоящее время Комитетом разработан законопроект о защите прав потребителей в новой редакции, направленный на всестороннюю и эффективную защиту прав потребителей.
В разработке законопроекта о защите прав потребителей приняли участие руководители общественных объединений потребителей Айтмагамбетов Жаслан, Никар Маликовна, Балжан Досмухамбетова, Светлана Романовская, руководители объединений бизнес-сообщества Денис Степанцев, Эльбиге Абдиев, д.ю.н Марат Башимов и другие.
Для ознакомления с актуальными новостями в сфере защиты прав потребителей необходимо пройти на официальный интернет-ресурс Комитета.
От имени Комитета по защите прав потребителей Министерства торговли и интеграции Республики Казахстан, искренне поздравляем потребителей, государственные органы и общественные институты с Всемирным днем защиты прав потребителей, который является важнейшим средством повышения глобальной осведомленности о правах потребителей.
Празднование этого дня — это возможность подчеркнуть важность уважения и защиты прав всех потребителей, а также подчеркнуть значимость, которая придаётся защите прав потребителей во всех странах, ведь добросовестное поведение бизнеса, направленное на соблюдение прав потребителей, способствует развитию благоприятных экономических правоотношений каждого государства, региона и общества в целом.
Для консультации по вопросам защиты прав потребителей каждый может обратиться по следующим номерам телефона +7 (7172) 74-98-32, 75-06-49, 74-98-36 (время работы Пн-Пт с 09.00/18.30 часов, с перерывом на обед с 13.00 по 14.30 часов).