Фото: Ж. Жумабекова / Пресс-служба Мажилиса
В Комитете Мажилиса под председательством Асхата Аймагамбетова были представлены поправки по вопросам образования и защиты прав ребёнка. Предлагаемые изменения охватывают такие направления, как установление института приёмных профессиональных семей и расширение услуг, предоставляемых частными школами детям из социально-уязвимых семей. Об этом сообщает Optimism.kz.
В Комитете Мажилиса, который занимается социально-культурным развитием, прошла презентация поправок в области образования и защиты прав детей, сообщает Optimism.kz.
В своем законопроекте вице-министр просвещения Едил Оспан отметил, что поправки охватывают четыре основных направления. В одном из них предлагается создать институт приемных профессиональных семей. Такое новшество связано с поручением Президента о сокращении числа детей в детских домах. Для этого требуются новые подходы.
Определение детей в семьи планируется сразу после их обнаружения, минуя детские дома. Каждая приемная профессиональная семья сможет принять до четырех детей, чтобы каждый ребенок получал достаточно внимания и заботы. Приемным родителям должно быть от 30 до 53 лет. Семьи, претендующие на статус приемной профессиональной семьи, должны пройти психологическую подготовку и аккредитацию органов опеки и попечительства, сказал Едил Оспан.
Кроме того, в семьи будут принимать безнадзорных, беспризорных и детей, нуждающихся в специальных социальных услугах.
Чтобы стимулировать материальную поддержку, каждый приемный родитель будет получать ежемесячную выплату в размере 70 МРП. На содержание каждого ребенка будет выплачиваться 10 МРП в месяц. Депутат Ирина Смирнова высказала свое возмущение недостаточностью этой суммы. Она отметила, что с такими деньгами невозможно одновременно одеть, обуть и накормить детей, что может вызывать дискомфорт. Ирина Смирнова предложила увеличить размер выплаты, ориентируясь на прожиточный минимум или среднюю заработную плату в стране.
Едил Оспан также сообщил, что в законопроекте предусматривается обязанность организаций дополнительного образования уведомлять компетентные органы о своей деятельности. Поправка обеспечит доступность бесплатных кружков и секций, учитывая возрастные особенности детей, и позволит увеличить охват и расширить спектр услуг. Другая новация заключается в оказании социальной помощи детям из социально-уязвимых семей в частных школах. Это включает приобретение одежды, обуви, школьных принадлежностей и питания. Ответственность за это будет возложена на местные исполнительные органы.
Также в области технического и профессионального образования внедряются онлайн-обучение и академическая мобильность. Первое позволит увеличить конкурентоспособность колледжей, достичь мобильности и высоких результатов, а студентам сэкономить время и расходы, обучаясь на рабочем месте. Второе обеспечит свободный доступ к современной инфраструктуре, технологиям и средствам образования в лучших технических учебных заведениях страны для учащихся других школ.
Председатель комитета по социально-культурному развитию Асхат Аймагамбетов заявил после обсуждения, что по законопроекту остается много вопросов. Парламенту, правительству и экспертам предстоит найти оптимальное решение.
Заседанию также присутствовали представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений. Все их предложения будут рассмотрены на заседаниях рабочей группы под руководством члена комитета по социально-культурному развитию Айны Мусралимовой.
Заключение
На заседании Комитета Мажилиса Казахстана по социально-культурному развитию были представлены поправки по вопросам образования и защиты прав ребенка. Вице-министр просвещения Едил Оспан рассказал о четырех основных направлениях поправок, одним из которых является введение института приемных профессиональных семей. Поправки также предусматривают устройство в семьи не только детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но и беспризорных и детей, нуждающихся в специальных социальных услугах. Для материального стимулирования приемных родителей предусмотрены выплаты, однако некоторые депутаты считают их размер заниженным. Законопроектом также предусмотрено уведомление компетентных органов о начале или прекращении деятельности организаций дополнительного образования, введение социальной помощи для детей из социально-уязвимых семей в частных школах, а также внедрение онлайн-обучения и академической мобильности в сфере технического и профессионального образования. По итогам обсуждения законопроекта было отмечено, что остается много вопросов, которые будут рассмотрены на следующих заседаниях. Предложения представителей заинтересованных госорганов и общественных объединений также будут рассмотрены рабочей группой.