Всего по периметру госграницы функционируют 52 КПП, работы по модернизации проводятся синхронизировано с соседними странами в рамках Дорожных карт. Об этом на заседании Правительства сообщил вице-министр транспорта Сатжан Аблалиев.
Обеспечение эффективной работы пунктов пропуска – приоритетное направление в развитии транзитного потенциала страны. Для увеличения пропускной способности КПП в Минтранспорта разработали ряд мер. В частности, предлагают перевести на круглосуточный режим работы пункты пропуска, где наблюдается большая интенсивность. Контрольные и таможенные процедуры проводить на территории страны, оставив в самом пункте лишь минимальные операции. Также среди предложений – создание единой базы данных с контролирующими органами сопредельных государств для однократного представления документов перевозчиками. По словам вице-министра, все это позволит создать условия для 4-кратного увеличения пропускной способности КПП и сокращения времени досмотра до 20 минут.
«В целом, автомобильные перевозки в Казахстане являются одной из ключевых отраслей экономики. В международных перевозках на дальние расстояния сейчас участвуют 370 казахстанских перевозчиков, общий их парк представляет собой 7,6 тыс. единиц автотранспортных средств. В рамках межправительственных соглашений перевозки производятся с 42 странами, где предусмотрена разрешительная система. Проводится ежегодный обмен порядка 170 тыс. бланками разрешений», — отметил С. Аблалиев.
В Казахстане за 9 месяцев текущего года объем грузовых перевозок составил 5,5 млн тонн, что на 22 % больше показателя прошлого года. При этом доля отечественных операторов оставляет 42%. Положительная динамика отмечается и в сфере транзитных перевозок, где общий объем вырос на 44%. Основная доля транзита приходится на КНР: по данному направлению транзит уже вырос вдвое.
«По экспертным оценкам ежегодно из Китая в Европу морским путем перевозится до 1,6 млрд тонн грузов. Из данного объема менее 1% – автотранспортом, транзитом через нашу страну. Согласно мировой практике таким образом транспортируют медицинскую продукцию, дорогостоящие товары, требующие доставки в короткие сроки. Ожидается, что ежегодный рост сохранится в ближайшие несколько лет и к 2029 году объем транзитных перевозок вырастет в 5 раз, достигнув 1 млн тонн», — сказал вице-министр.
Способствует этим планам и введение в текущем году безвизового режима с КНР. Подписано новое соглашение о транзитном проезде по территориям двух стран. Кроме того, Китай стал участником европейской системы упрощенного перехода границ. Увеличение китайского транзита в 3 раза может обеспечить поступления в казахстанскую экономику в размере порядка 263 млрд тенге ежегодно.
Для переориентации перевозок с морских на автомобильные и увеличения доли участия отечественных операторов планируется создание бондовых складов, увеличение пропускной способности КПП и отечественного автопарка, а также внедрение эффективной системы распределения бланков разрешений.
Преимущество таких площадок заключается в том, что импортные товары здесь можно хранить неограниченное время, без прохождения таможенных процедур и без уплаты налогов для их пересортировки. В ведомстве считают, что размещать их нужно в крупных городах, с учетом интересов международных маркетплейсов (Ozon и Wildberries). В данный момент необходима четкая регламентация деятельности бондовых складов на законодательном уровне. Эту работу в Минтранспорта намерены проводить совместно с причастными госорганами.
В вопросе конкурентоспособности отечественных перевозчиков ключевую роль играет и наличие достаточного автопарка. Казахстан в ближайшие годы намерен увеличить количество имеющейся техники для автоперевозок до двух раз. Для этого намерены привлекать в страну представительства крупные операторов, работающих на международном рынке. Также планируется создание льготных условий для приобретения автотранспорта, рассчитанного на международные перевозки. Помимо этого будут развивать отечественное производство седельных тягачей.
Проинформировал вице-министр и о работе, проводимой в рамках создания новых маршрутов.
«На сегодняшний день ведется работа по заключению межправительственных соглашений в сфере автоперевозок с ОАЭ, Данией, Македонией и Португалией. Соглашение с Эмиратами обеспечит нашим перевозчикам выход к портам Персидского залива и доступ к рынкам грузоперевозок Индии, Пакистана и других новых стран. При этом создаются условия для добросовестной конкуренции среди отечественных перевозчиков путем внедрения автоматизированной системы выдачи иностранных бланков разрешений при наличии конкретного заказа на груз», — сообщил С. Аблалиев.
По словам вице-министра, в последние годы наблюдается положительная динамика перевозок в направлении стран ЕС. К примеру, в 2022 году доля казахстанских перевозчиков на данном рынке выросла на 13%, составив 48%. Речь идет о дополнительном поступлении в экономику страны порядка 80 млрд тенге. Однако на сегодняшний день закрыты 8 пунктов пропуска из 13, расположенных между Беларусью и ЕС. Не функционируют и все 8 пунктов пропуска между Россией и Финляндией.
«По информации белорусской стороны европейские пункты пропуска работают на не более 40% от нормативной мощности. Из-за указанной ситуации увеличивается время простоя казахстанских автотранспортных средств на белорусско-литовской и латвийской границах. Поэтому нами проведены переговоры с Туркменистаном и Ираном для обеспечения свободного транзита при использовании отечественными перевозчиками Южного маршрута для доставки грузов в Европу. Повышается фрахт перевозок, увеличиваются сроки доставки, но этот маршрут является альтернативой для перевозки санкционных грузов, а также при закрытии всех пунктов пропуска стран ЕС, приграничных с Россией и Беларусью», — заявил вице-министр.
Обеспечение сохранности автомобильных дорог – одна из основных задач транспортного контроля. В настоящее время силами 43 передвижных постов контролируется 157 тыс. км автомобильных дорог. В декабре 2022 года принят Закон, определяющий порядок работы автоматизированных станций измерения (АСИ). В документе предусмотрены полномочия акиматов по установке таких станций на местных автодорогах, а также обязательный проезд через транспортных средств с грузоподъемностью свыше 12 тонн.
«Разработана совместная Дорожная карта с министерствами транспорта, внутренних дел и акиматом г. Астаны. В столице уже начата работа по установке АСИ на основных 6 точках въезда в город. Тем самым вся грузовая техника будет проходить процедуру взвешивания, что обеспечит сохранность городских дорог. Всего акиматами планируется провести соответствующие работы по установке 150 таких измерительных станций на местных дорогах, а Министерством — около 70 на республиканских дорогах. В целом, все вышеуказанные меры позволят увеличить долю автомобильного транспорта в транзитном потенциале страны и поддерживать дорожную инфраструктуру в надлежащем состоянии», — подытожил Сатжан Аблалиев.