2023 год назван одним из самых значимых в новейшей истории авторынка Казахстана по итогам отраслевого исследования, которое провела компания Freedom FinanceGlobal. При анализе первичного и вторичного автомобильных рынков учитывались данные из открытых источников, мнения профессиональных участников и экспертов, а также результаты опроса казахстанских автовладельцев и водителей, принимающих решение о покупке авто. Прирост количества легковых автомобилей в стране в прошлом году превысил показатели за 10 лет – с 2013 по 2022 годы.
Обеспеченность населения автомобилями превзошладопандемийные уровни. В стране растет доля бензиновых авто и малолитражек. Темпы роста электрокаров достигли трехзначных процентных показателей. Доля китайского автопрома дошла до четверти всех продаж новых автомобилей в стране.
По прогнозам аналитиков, Hyundai и Chevroletсохранят лидирующие позиции как отдельные бренды, но общие продажи китайских автомобилей будут превалировать на рынке в 2024 году. С другой стороны, прогнозируется сохранение дефицита запчастей на китайские автомобили еще как минимум в течение полутора-двух лет. Темпы роста электрокаров в Казахстане в дальнейшем будут зависеть от развития сетей обслуживания и затрат на импорт этих автомобилей в страну. Также ожидается расширение количества моделей китайских электрокаров как у частных продавцов, так и у дилеров.
Ансар Абуев, аналитик Freedom Finance Global:
«2023 год можно назвать переломным в современной истории автомобильного рынка Казахстана. Не только из-за резкого роста количества машин в стране, но и ввиду того, что казахстанцы стали более открытыми к новому. Авторынок – это место, где часто можно встретить устойчивые мнения, стереотипы, консерватизм и прагматизм. Однако активный рост китайских авто, оснащенных непопулярными для Казахстана инженерными решениями, показал смещение парадигмы местного покупателя. Сейчас мы видим, что крупные игроки также сумели адаптироваться к новым тенденциям и подхватить тренд. Прошлый год оставил довольно большой задел на продолжение роста, и в 2024 году мы станем свидетелями того, куда это может нас привести».
Аналитики Freedom Finance Global прогнозируют, что динамика цен на автомобили будет расти в 2024 году.Величина роста будет зависеть от показателя инфляции. Ожидается повышение цен на автомобили в 2024 году на 12–17%. Вместе с тем, по их прогнозам, темпы роста авторынка снизятся в этом году вместе с замедлением темпов снижения инфляции, хотя и останутся относительно высокими для местного рынка.
Одной из проблем рынка назван старый автопарк Казахстана. Более того, выделяются такие негативные факторы, как низкая доступность автомобилей для среднестатистического потребителя, отсутствие предыстории и юридической чистоты автомобилей, нехватка новых автомобилей в салонах, стагнация в продаже автомобилей премиум-сегмента, высокая стоимость запчастей для подержанных автомобилей, высокий уровень спроса и несоответствующее ему предложение на автомобильном рынке, а также непопулярность программы Trade-in.
В ходе комплексного исследования компания провела онлайн-опрос 1021 жителя Республики Казахстан старше 18 лет, имеющих опыт управления автомобилем и принимающих решение о его покупке. Подавляющее большинство участников опроса имеют в собственности семьи один (82,9%) или два (15,8%) автомобиля. Тремя и более легковыми машинами владеют лишь 1,4% опрошенных. Владельцами одного автомобиля преимущественно являются жители Алматы (86,5% против 75% в Шымкенте и 72,8% – в Астане). Два автомобиля чаще всего встречаются в собственности у жителей столицы и Шымкента (24,7% и 25% соответственно).
В топ-5 популярных марок автомобилей у казахстанцев входят Toyota (13,8%), ВАЗ ЛАДА (11,4%), Volkswagen (8,8%) и корейские автобренды KIA (7,8%) и Hyundai (7,1%). Возрастная структура парка легковых автомобилей в Казахстане свидетельствует о превалировании устаревшего транспорта. Больше половины автомобилей респондентов куплены в период с 2016 по 2022 годы (58,9%), при этом чаще всего они приобретали подержанные авто (73,6% против 26,4% новых авто). Каждый четвертый участник опроса купил автомобиль в специализированных официальных дилерских центрах (24,8%) или на рынке вторичных автомобилей по месту жительства (23%). Большинство автовладельцев – 67,8% – приобрели машину, оплатив сразу всю стоимость покупки. Услугами кредитования воспользовались 29,7% опрошенных.
Также в рамках исследования проведены экспертные интервью с высококвалифицированными представителями отрасли. По мнению профессионалов, автомобильный рынок Казахстана на сегодняшний день находится в стадии развития. Однако активная фаза роста продаж и потребления, по их мнению, уже пройдена, и в ближайшие пару лет ожидается стагнация рынка (как вторичного, так и первичного). Автомобильный рынок Казахстана, как считают опрошенные, отражает идею «красного океана»: сформированный рынок с высокой конкуренцией и понятными правилами ведения бизнеса, где не нужно создавать спрос и изобретать какие-то способы продаж.
По прогнозам экспертов на 2024 год, автомобильный рынок Казахстана ожидает замедление роста продаж. Однако многие из них отмечают, что в ближайшее время возможно снижение базовой ставки, и как следствие – повышение доступности кредитов для населения.Экспансия китайского автопрома напрямую повлияет на снижение востребованности автомобилей других стран-производителей, считают участники интервью. Также прогнозируются рост потребительского спроса на новые автомобили, а также стоимости автомобилей на 10–20%, снижение потребительского спроса на подержанные автомобили.
Ссылка на исследование: https://ffin.kz/research/11-issledovanie-avtorynka-kazakhstana-analiz-transformatsii-otrasli