Фото: МТСЗН РК
Министерством труда и социальной защиты населения РК (далее – МТСЗН) разработан третий пакет поправок в действующий НПА в сфере регулирования вопросов добровольного переселения граждан из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы, с учетом замечаний Генеральной прокуратуры РК, отображенных в акте надзора, направленном в адрес Правительства РК.
По итогам проверки реализации мер по добровольному переселению граждан для повышения мобильности рабочей силы Генпрокуратурой отмечается необходимость внесения изменений в действующие Правила в части определения оснований, порядка проведения, формы и мониторинга исполнения договорных обязательств между участниками переселения и центром трудовой мобильности.
В августе т.г. МТСЗН был проведен правовой мониторинг с целью выявления коррупциогенных норм права и выработки предложений по совершенствованию нормативных правовых актов.
С учетом выявленных проблемных вопросов и рекомендаций надзорного органа подготовлен третий пакет поправок в Правила добровольного переселения для повышения трудовой мобильности.
В частности, предусматриваются следующие изменения:
1) осуществление сотрудниками карьерных центров сверки документов, представленных переселенцем или кандасом, сведений по объекту недвижимого имущества, приобретаемого с использованием денежной выплаты по сертификату экономической мобильности, на предмет их полноты и достоверности, путем проведения выезда на объект сделки для его полного и тщательного осмотра;
2) расширение права центров трудовой мобильности по обжалованию результатов оценки стоимости приобретаемого недвижимого имущества;
3) закрепление дополнительного основания по отказу в выдаче сертификата экономической мобильности в случае намерения переселенца или кандаса купить жилье, которое ранее уже приобреталось при помощи выплаты по сертификату экономической мобильности;
4) исключение права переселенцев осуществлять трудовую деятельность за пределами региона расселения.
Вместе с тем сообщаем, что государственные услуги по включению в региональную квоту приема кандасов и переселенцев и по оказанию мер государственной поддержки добровольного переселения планируется автоматизировать с марта 2025 года. Таким образом, будет исключен контакт услугополучателей с сотрудниками карьерных центров, что позволит минимизировать коррупционные риски.
Цифровизация данных видов госуслуг также обеспечит четкий мониторинг исполнения договорных обязательств между участниками переселения и центрами трудовой мобильности.
Напомним, с 1 июля 2023 года в целях повышения привлекательности регионов расселения, определенных Правительством, начали осуществляться денежные выплаты по сертификатам экономической мобильности в размере до 50% от стоимости жилья на новом месте.
В сентябре того же года МТСЗН был проведен комплексный анализ по выданным 486 сертификатам экономической мобильности, в ходе которого в регионах расселения были выявлены факты покупки жилья по завышенным ценам. Для принятия соответствующих мер были направлены письма местным исполнительным органам и в Агентство РК по финансовому мониторингу.
По данным Генеральной прокуратуры РК, в ходе проведенных надзорным органом проверок выявлены факты злоупотреблений и хищений на сумму свыше 1 млрд тенге путем фиктивного переселения граждан с использованием подложных документов.
Всего прокурорами начато 20 досудебных расследований. Следствием принимаются меры по установлению всех причастных лиц, привлечению их к ответственности, а также возмещению причиненного ущерба.
Для устранения пробелов в нормативных актах и усиления системы контроля за ходом реализации государственных мер по поддержке добровольного переселения Генпрокуратурой внесен акт надзора в Правительство РК.