Один из ключевых элементов демократии и вовлечения граждан в процесс принятия судьбоносных для страны решений – республиканский референдум состоится в Казахстане 6 октября.
Референдум по форме и по содержанию
Референдум вызывает у казахстанцев очень разные мнения и реакции. Кто-то по старой советской привычке по-прежнему считает, что от его голоса ничего не зависит. Другие, напротив, возлагают слишком большие ожидания, надеются, что будет принято именно то решение, которое они считают верным. При этом есть как активные сторонники, так и нее менее активные противники строительства в Казахстане атомной станции. Среди сторонников есть поклонники экономической выгоды, есть отдельная группа поддержки научного и технологического прогресса, с ними рядом – борцы за «зелёную» энергетику против угольной генерации энергии, студенты факультетов ядерной физики, исследователи и просто люди, которым интересно. Противники не менее разнородны. Среди них экологические, гражданские и политические активисты, конструктивные оппозиционеры и те, кто просто из принципа всегда против. Но, как говорят эксперты, проводившие многочисленные опросы, большинство казахстанцев относится к группе сомневающихся.
На самом деле такой спектр мнений – очень хороший показатель демократического общества, где самые разные точки зрения, как научно обоснованные, так и совершенно абсурдные, как плоская Земля, имеют право на существование. А высокая активность сторонников и противников доказывает вовлеченность граждан в процесс принятия решений на уровне страны.
Вся эта яркая картина и есть проявление глубинной сути референдума, который является важным инструментом в развитии демократии, позволяющим гражданам напрямую участвовать в принятии политических решений.
Дату республиканского референдума по вопросу строительства АЭС в Казахстане назвал Президент Касым-Жомарт Токаев в Послании 2 сентября. Глава государства отметил, что принимать судьбоносные для страны решения необходимо только при поддержке народа.
«Общенациональный референдум по вопросу строительства АЭС состоится 6 октября текущего года, сегодня я подпишу соответствующий Указ. Предстоящий референдум станет еще одним проявлением широкого общенационального диалога и ярким примером реализации концепции «слышащего государства». Такими шагами мы формируем новую общественно-политическую культуру, закладываем новые стандарты принятия ключевых государственных решений», – сказал Президент.
Этот тезис подтверждает идею референдума или, как его еще иногда называют, плебисцита. Это латинское слово plebiscitum образовано из двух частей, где plebs – простой народ, а scitum — решение, постановление. В Древнем Римеплебисцитом называли постановление, принятое на собраниях плебеев, – простых свободных граждан Рима, не принадлежащих к знати.
Идея референдума связана с одной из первоначальных концепций демократии, возникшей еще в Древней Греции, где граждане Афин могли напрямую принимать участие в голосовании по важным государственным вопросам.
Однако широкое распространение референдум получил гораздо позже, особенно с развитием современных демократических государств. Примером может служить Швейцария, где референдумы стали важным элементом политической системы уже в XIX веке.
В современных условиях референдум остается возможностью для граждан непосредственно выражать свою волю по важным вопросам, минуя представителей власти, которым народ в обычное время делегирует свои полномочия. Чаще всего это депутаты парламента. Парламентарии в данном случае – своеобразные посредники, представители народа, их граждане избирают, чтобы передавать свои запросы, свою волю. Потому и демократия называется представительной.
В свою очередь, плебисцит усиливает механизм прямой демократии в система, где доминирует представительная демократия. Референдумы могут проводиться по самым разным вопросам: от изменения конституции до принятия конкретных законов или политических решений.
Если говорить о форме и различиях, то в современных политических системах сложился набор разновидностей плебисцита.
Конституционный референдум, например, используется для внесения изменений в Основной законстраны. Такими были референдумы в Италии или Франции по вопросу принятия новой конституции. К ним же можно отнести и как минимум два из трех референдумов, состоявшихся ранее в Казахстане: второй, состоявшийся 30 августа 19995 года, когда граждане приняли первую Конституцию независимой Республики Казахстан, и третий референдум, прошедший 5 июня 2022 года и завершившийся принятием поправок в Конституцию. Поправки коренным образом изменили выборное законодательство, трансформировал парламент и значительно поменял институт президентства. Поимо этого в Основном законе закреплено, что земля и недра принадлежат народу Казахстана (а не государству, как было раньше), введен запрет на смертную казнь, Конституционный совет заменен на Конституционный суд и внесено еще несколько значимых поправок.
Второй вид референдума – законодательный, он касается принятия новых законов или их изменений. Таким, в частности, был первый в истории Казахстана плебисцит от 29 апреля 1995 года, когда казахстанцы подержали поправки в Закон «О Президенте РК» и еще ряд нормативных правовых актов, хотя отвечали лишь на один вопрос: «Согласны ли Вы продлить до 1 декабря 2000 года срок полномочий Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева (…)».
Различают также советующий референдум, которыйносит рекомендательный характер, а результат не является обязательным для исполнения властями, но показывает общественное мнение.
Императивный референдум – его результат такого обязателен для исполнения.
История центральноазиатского плебисцита
Кстати, первым плебисцитом в Казахстане можно считать состоявшиеся 1 декабря 1991 года всенародные выборы президента Республики. Они прошли за 15 дней до провозглашения Независимости. Формально это, конечно же, были выборы, на участках избиратели голосовали за претендента на пост Главы государства.
Но, по сути, это был плебисцит, поскольку в бюллетенях указали одного единственного кандидата – Нурсултана Назарбаев, и голосующим предлагали либо согласиться на то, что он будет Президентом страны, либо не согласиться. А это – классическая схема референдума. На нем казахстанцы подавляющим большинством в 95,2% голосов поддержали Нурсултана Назарбаева на посту Президента.
Полноценных референдумов в Казахстане было не так много, всего три. В сравнении, например, со Швецией, где за последние 200 лет число плебисцитов разного уровня превысило 520. Но на фоне соседей по Центральной Азии мы смотримся относительно неплохо.
Так, за 30 с небольшим лет Независимости с 1991 года в Кыргызстане состоялись пять референдумов, все – по Конституции.
В Узбекистане референдумов было четыре, два – конституционные и два – о продлении полномочий Президента.
Два референдума состоялись в Туркменистане, из них один конституционный, второй – по вопросу продления полномочий Главы государства.
В Таджикистане из четырех референдумов два были по принятию либо изменению Конституции, и дважды через плебисцит были продлены президентские полномочия.
Эти референдумы играли важную роль в формировании политической системы в странах Центральной Азии.
В Казахстане первым нормативным актом, регулирующим проведение плебисцитов, был Указ Президента от 25 марта 1995 года, имеющий силу закона, «О проведении 29 апреля 1995 года республиканского референдума». При этом в Конституции 1993 года было закреплено право на проведение республиканского референдума, что давало возможность решать ключевые государственные вопросы посредством прямого волеизъявления народа. На основании этого Указа состоялся первый референдум о продлении полномочий Президента, а затем второй – 30 августа 1995 года, когда казахстанцы приняли первую Конституцию независимого государства.
В Конституции Казахстана 1995 года вновь подтверждено право на проведение республиканского референдума, но уже оговорено, что проведение плебисцита регулируется отдельным законом. Соответствующий нормативный правовой акт – Конституционный закон «О республиканском референдуме» был принят 2 ноября 1995 года. Он определял правовые основы подготовки и проведения республиканских референдумов, устанавливал порядок их назначения, формулировку вопросов, проведение голосования и подведение итогов.
Этот закон несколько раз уточнялся и подвергался правкам, но концептуальных изменений в него не вносили.
В этом году закон «О республиканском референдуме» вновь претерпел изменения. Пакет поправок Президент подписал 5 июля. В целом нормативный правовой акт был обновлен для приведения его в соответствие другим законам, регулирующим все, что связано с выборами.
Так, в документ добавлена статья 7-1 – «Опрос общественного мнения».
«Опрос общественного мнения, связанного с республиканским референдумом, должен проводиться в период его подготовки и проведения в соответствии с требованиями, установленными Конституционным законом Республики Казахстан «О выборах в РК»», гласит статья.
В КЗ «О выборах» опросы регламентирует пункт 9 статьи 28. И, следуя этой статье, опросами общественного мнения, связанными с выборами, а также и с референдумами, имеют право заниматься юридические лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Республики Казахстан, имеющие не менее пяти лет опыта по проведению опросов общественного мнения, предварительно уведомив об этом в письменном виде Центральную избирательную комиссию с приложением копий соответствующих документов.
Помимо этого, поправки коснулись деятельности наблюдателей. По обновленной версии закона на участках референдума могут находиться в качестве наблюдателей не только представители общественных объединений, международных организация, но и аккредитованные наблюдатели от иностранных государств и международных организаций, а также журналисты иностранных средств массовой информации.
Приведен в соответствие с Конституционным законом «О выборах в РК» еще ряд положений закона о референдуме, касающихся аккредитации журналистов для работы на участках, выпуска бюллетеней и информационных материалов, обжалования решений комиссий референдума и другие.
Таким образом, Конституционный закон «О референдуме» обновлен, теперь на его основе будет выстраиваться организация и проведение всенародного голосования. У казахстанцев будет возможность использовать все преимущества референдума.
В первую очередь, это – прямая демократия: граждане могут непосредственно участвовать в принятии решения, что делает их более вовлеченными в политический процесс.Благодаря этому укрепляется легитимность решений в глазах населения, поскольку решение принято большинством. Кроме того, это более тесная работа общества и институтов власти, ведь правительство через референдум получает поддержку от народа в реализации принятого решения.
Центральная избирательная комиссия РК, выполняющая функции Центральной комиссии референдума (ЦКР), утвердила календарный план подготовки и проведения всенародного голосования.
По данным ЦКР, будут открыты 10 327 участков референдума, из них по месту регистрации граждан – 9 709, в местах временного пребывания – 618, в том числе – 76 участков в 63 странах. Голосование будет проходить 6 октября с 7.00 до 20.00 по времени Астаны, на отдельных участках временного пребывания время голосования может быть изменено, например, для работающих вахтовым методом.
Агитация за или против строительства в Казахстане АЭС началась сразу после назначения референдума, но она будет запрещена в день, предшествующий референдуму (день тишины) и непосредственно в день голосования. При этом агитирующим следует помнить, что по закону все материалы должны содержать сведения об организации, их выпустившей, месте их печатания и тираже, лицах, ответственных за выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещено.
Не допускаются в рамках агитации призывы к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности республики, подрыву безопасности государства, войне, пропаганда социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия.
В списки избирателей, по предварительным данным, будут включены более 12 млн. граждан Казахстана.