Фото: Бюро национальной статистики
Бюро национальной статистики представило интерактивный дашборд«Аналитическая карта состояния конкуренции», предназначенный для анализа конкурентной среды на рынках Казахстана. Этот дашборд предоставляет открытую и доступную информацию о текущем состоянии различных отраслевых рынков, что является одним из базовых условий для развития конкуренции.
Дашборд охватывает 17 рынков, из которых 13 относятся к промышленности и 4 – к услугам (сотовая связь, авиаперевозки, железнодорожные перевозки и жилищное строительство). Он использует ключевые индикаторы, такие как коэффициент концентрации и индекс Герфиндаля-Гиршмана, которые помогают оценить уровень конкуренции на рынке. Так, например, на дашборде пользователи могут отследить, что в 2023 году доля трех крупнейших производителя гречневой крупы и муки грубого помола составила 51% всего объема (индекс HHI – 0,14). Тем самым можно сделать вывод, что рынок характеризуется умеренной конкуренцией.
При этом необходимо отметить, что представленные инструмент и показатели имеют некоторые ограничения, связанные с выбором данных и методологией расчетов, в связи с чем являются экспериментальными и служат в качестве прокси-индикаторов состояния конкуренции на рынках.
«Несмотря на то, что инструмент носит экспериментальный характер, данные дашборда представляют значительную ценность в понимании рыночных процессов по различным отраслям, включая информацию о динамике рынков и показателях рыночной концентрации. Это обеспечивает комплексное представление о конкурентной среде и результатах мер антимонопольной политики», – говорит руководитель Бюро Максат Турлубаев.
Публикация дашборда направлена на сбор обратной связи и тестирование различных подходов для дальнейшего совершенствования аналитических методов.
Справочно:
• Коэффициент концентрации — это показатель, который измеряет долю рынка, занимаемую определённым количеством крупнейших компаний, например, топ-3 или топ-5 участников. Высокий коэффициент концентрации указывает на низкий уровень конкуренции, поскольку несколько компаний доминируют на рынке.
• Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI) — это более сложный показатель, который измеряет рыночную концентрацию с учётом долей всех участников рынка. Значение HHI может варьироваться от 0 до 1, где высокие значения указывают на высокий уровень монополизации, а низкие значения — на конкурентный рынок.