Так, приведенная статистика не является окончательной, указанные факты не отражают фактического состояния дел в сфере защиты прав потребителей, так как не все потребители обращаются за защитой нарушенных прав. Свидетельством тому, являются результаты независимого социологического исследования за 2024 год, проводимого по социальному государственному заказу Комитета защиты прав потребителей.
«Граждане выразили недовольство в сфере транспортных услуг за нарушение графика, перегруженность, грубость работников, несоответствие санитарным нормам, не удовлетворены услугами ж/д транспорта 64% респондентов, автомобильного транспорта – 71%; в сфере туризма 52,6% — это отказ в возврате средств за неиспользованные туры, несоответствие условий, введение в заблуждение, запрет на пронос своей еды в зоны отдыха; в сфере медицинских услуг — некомпетентность и грубость медицинских работников, несоблюдение саннорм – 41% респондентов; в сфере финансовых (банковских) услуг — навязывание дополнительных продуктов и услуг, взимание комиссий, неправильный перевод денег, невыполнение условий договора – 36%; в сфере оказания услуг интернет-провайдеров – 30% — неправомерное взимание абонентской платы, некачественное предоставление услуг интернета, увеличение и изменение стоимости тарифного плана без уведомления потребителя», – отметил спикер.
В разрезе регионов большая доля респондентов из Костанайской, Карагандинской областей и области Жетысу (более 80%) жалуется на услуги ж/д транспорта, недовольны услугами автомобильного транспорта в Атырауской и области Жетісу (84% и 82% соответственно). Жители Актюбинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской областей, Абай и Ұлытау больше всего указали о недовольстве в туристской деятельности. Вариант ответа «не удовлетворены медицинскими услугами» чаще всего отмечают жители Актюбинской, Акмолинской областей, а также областей Абай и Ұлытау.
«Вопросы, беспокоящие потребителей, в целом повторяются из года в год. В этой связи необходимо всем заинтересованным государственным органам принять оперативные и действенные меры по исключению негативной тенденции в части эффективной защиты прав потребителей в указанных отраслях и выработать мероприятия по устранению недостатков в работе. Кроме того, решение этих проблем мы видим в необходимости распространения базовых принципов Закона «О защите прав потребителей» для комплексной защиты прав потребителей во всех сферах жизнедеятельности человека», – резюмировал представитель ведомства.