Вихновская Марина Владимировна, внештатный главный детский психиатр МЗ РК, заведующая «Отделением детско-подростковой психиатрии» РНПЦПЗ МЗ РК.
Трудный ребенок — это термин, используемый для описания детей, демонстрирующих проблемы в поведении, эмоциональном состоянии или социальной адаптации, поведение которого не вписывается в нормы, принятые в обществе, когда наблюдаются отклонения от общеизвестных норм. Эти дети могут проявлять агрессивные, гиперактивные или нарушающие правила поведения, что затрудняет их взаимодействие с окружающими, они не могут найти общий язык с преподавателями, родителями, снижается успеваемость.
Любые методы воспитания принимаются негативно ребенком. При этом протест доставляет им самим множество неудобств. Многие родители предполагают, что трудный подросток чувствует удовлетворение от своих «ужасных выходок», однако в действительности, на подсознательном уровне он испытывает страдания.
У таких детей имеются сложности психологического характера, и это проявляется практически во всем. Ребята проявляют агрессию, у них часто меняется настроение, подавленность сменяется вспышками ярости, они испытывают депрессивное состояние, страх. Все это подавляет трудного подростка, оборачивается проблемами в учебе, в семье. Учебная программа им дается сложнее, они не желают выполнять общие требования, ссорятся с учителями, родителями, со сверстниками.
Когда мы может понять что ребенок стал трудным?
Различные факторы провоцируют переход подростка от обычного к трудному. Многие нарушения в поведении формируются уже с самого детства и к подростковому возрасту проявляют себя наиболее ярко, особенно, когда ребенок начинает осознавать воспитательное воздействие. Условия, которые окружают ребенка в раннем детстве, впоследствии могут стать причиной проблем в подростковом возрасте. Родители, воспитывающие трудного подростка, должны осознавать, что сейчас исправляют ошибки, допущенные на ранних этапах воспитания. Если проследить линию ребенка с раннего возраста, то у многих всплески эмоций, реакции протеста были еще до школы и родители переживают эти нарушения с ребенком на протяжении многих лет. Конечно, не всегда именно родители повинны в этом кризисе.
Тема трудных детей имеет особую значимость, поскольку они требуют особого внимания и поддержки как со стороны родителей, так и со стороны общества. Понимание причин и проявлений трудного поведения может помочь в создании эффективных методов поддержки и реабилитации, что в свою очередь способствует улучшению качества жизни как самих детей, так и их семей.
Трудный подросток обладает определенными особенностями поведения, которые отличают таких детей. Они реагируют негативно на любые попытки окружающих «проникнуть в их проблемы», не дают прикасаться к себе, отказ от любой помощи из вне, недоверчиво относятся к окружающим, неохотно идут на визуальный контакт; испытывают проблемы с учебой, общением, питанием, внешним видом. Многое в поведении ребенка зависит от окружающего поведения, если кто-то поддерживает трудного подростка, то кризис проходит проще. Если же педагоги и родители настроены негативно, то он пытается найти поддержку извне. Часто именно в этот период ребенка вовлекают асоциальные компании, где ребенок ощущает себя среди таких же как он «комфортно», но, впоследствии такую группу покинуть очень сложно.
Важно отметить, что такие виды поведения могут быть следствием различных факторов, включая биологические, психологические и социальные аспекты. Понимание этих факторов может помочь родителям и специалистам в предоставлении эффективной поддержки и помощи.
Помимо гормональных перестроек организма в период подростковый есть группа психологических и психиатрических расстройств которые нельзя выпускать из поля зрения родителя и педагога и при необходимости во время обратиться к специалистам.
Среди психологических и психиатрических расстройств, часто встречающихся у трудных детей, можно выделить:
— «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» (ADHD — СДВГ) — характеризуется непоседливостью, импульсивностью и трудностями с концентрацией.
— «Обсессивно-компульсивное расстройство» (ОКР) — проявляется в навязчивых мыслях и ритуальных действиях, которые мешают нормальному функционированию.
— «Поведенческие расстройства» — включают агрессивное, антисоциальное или вызывающее поведение.
— «Депрессивные расстройства» — включают в себя снижение настроения, заторможенность в умственной деятельности, эмоциональные нарушения, нарушения сна и аппетита, физическую заторможенность
Каждое из этих расстройств может проявляться по-разному:
— дети с СДВГ могут часто отвлекаться и не завершать начатое, не удерживаются на месте, испытывают трудности в концентрации внимания, имеют сложности в усвоении учебного материал, могут быть поведенческие расстройства в виде плохо управляемой импульсивности, расторможенности
— дети с ОКР могут избегать определенных ситуаций из-за навязчивых страхов, совершать ритуальные действия которые мешают ребенку спокойно находиться в обществекак дома так и в социуме, возникает тревога, страхи, что влечет за собой эмоциональные нарушения
— дети с поведенческими расстройствами могут демонстрировать агрессию и неповиновение, чрезмерную драчливость, жестокость, воровство, лживость, пропуски школы, провокационное поведение, вспышки гнева.
-дети с депрессивными расстройствами высказываются о снижении настроения, отсутствие физических сил для совершения обычных действий, страдает общение как со сверстниками так и с близкими дома, снижается успеваемость, отмечается повышенная слезливость, могут быть высказывания о суициде, снижается аппетит и нарушается сон
Как справиться с трудным подростком?
В чем состоит задача родителей?
Необходимо помочь своему ребенку побороть негативные эмоции, и если он хочет выразить гнев, то пусть делает это более конструктивно.
Нужно стремиться определить, что скрывает гнев ребенка. Возможно, это тревога, страхи, депрессия, снижение самооценки, сложности определить себя в той общественной группе где он находится, возможно булинг со стороны детей и тд. В любом случае подросток требует определенной поддержки.
Практические советы для родителей
-Для понимания поведения ребенка важно наблюдать за тем, в каких ситуациях возникают трудности, и какие эмоции они вызывают. Применение дневника поведения может помочь выявить закономерности и триггеры.
-Установление четких и последовательных границ важно для создания безопасной среды. Объяснение правил и последствий их нарушения поможет ребенку понять ожидания. Не проявляйте свою слабость
-Регулярное общение с ребенком о его чувствах и переживаниях поможет создать доверительную атмосферу. Открытость и поддержка со стороны родителей укрепляют эмоциональную связь и способствуют лучшему пониманию.
-Привлекайте подростка к решению взрослых проблем.
-Запрещайте правильно. Предоставьте подростку свободу действий.
-Проявите уважение к ребенку.
Поддержка и помощь, доступные для родителей
Родители трудных детей могут обратиться за консультацией к психологу (школьный, в поликлинике по месту жительства, в психологических центрах), к психотерапевту, при необходимости к психиатру.
Участвовать в группах поддержки и получать информацию о доступных программах терапии и реабилитации. Это помогает им не только лучше понять поведение своих детей, но и научиться эффективным методам воспитания.
Поддержка трудных детей требует совместных усилий со стороны родителей, общества и государственных учреждений. Осознание важности такой поддержки поможет создать более благоприятную среду для развития и социальной адаптации детей, что в конечном итоге приведет к улучшению их качества жизни и снижению стресса в семьях.
Вы должны любить своего ребёнка и поддерживать его, особенно в трудный период. Малейшая проблема может сбить подростка с толку, ваша задача – увидеть проблему и помогать ему с ними бороться всеми силами.