В Казахстане продолжает расти спрос на международные автомобильные грузоперевозки. После бурного роста в 2022 году и стабилизации в 2023-м снова активизировался экспорт. Количество заявок на доставку грузов из Казахстана в другие страны увеличилось по сравнению с прошлым годом на 121%. Спрос на импортные перевозки вырос на 43%, при этом в три раза выросли перевозки из Китая в Казахстан. Такие данные приводит международная «Биржа грузоперевозок ATI.SU».
В 2023 году количество заявок на доставку экспортных грузов из Казахстана в другие страны сократилось на символические 2% в сравнении с рекордным 2022 годом, когда наблюдался более чем двукратный рост спроса. Тренд на стабилизацию рынка сохранялся и в первой половине 2024 года.
Однако затем рынок экспортных грузоперевозок снова перешел к взрывному росту. В третьем квартале количество заявок увеличилось в 3,6 раза в годовом выражении, а в четвертом — в 2,7 раза. Это обеспечило и существенный прирост по году в целом (на 121%). Таким образом, по итогам 2024 году спрос на экспортные перевозки более чем в два раза превысил показатели рекордного 2022 года.
Солидный вклад в этот рост внесли Россия (+122%) и Беларусь (+300%). Однако заметно прибавили и другие направления. Например, резко вырос спрос на доставку грузов в Германию (+190%), Чехию (+146%) и Латвию (+145%).
Любопытно, что резкий рост спроса пока не привел к изменению цен — в среднем они остались на уровне 2023 года. Вероятно, это объясняется высокой конкуренцией перевозчиков на довольно маржинальном экспортном направлении.
Импортные грузоперевозки тоже растут, но привычными для рынка темпами. В 2024 году количество размещенных на бирже заявок на перевозки из других стран в Казахстан выросло на 43% в сравнении с прошлым годом. При этом в 2023 году тоже был зафиксирован солидный прирост (+51%).
Заметное оживление на импортных направлениях также произошло во второй половине года, и особенно в четвертом квартале, когда количество заявок увеличилось на 84%. Цены на перевозки в Казахстан из других стран росли умеренными темпами и за год увеличились на 7%.
Лидером по количеству заявок на доставку грузов в Казахстан остается Россия: на этом направлении количество заявок выросло на 43%, а цены увеличились на 9%. Наиболее динамично растет импорт из Китая: спрос на доставку грузов из КНР в РК вырос на 210%, а цены — на 32%. А вот некоторые европейские направления просели. Например, Италия (-28%), Германия (-12%) и Польша (-12%).
Что касается внутренних перевозок, то спрос на них также заметно вырос по сравнению с прошлым годом — на 67%, а цены подскочили на 48%.
«Казахстан действительно становится транзитным хабом и значимым экономическим партнером для разных стран. Так, через Казахстан идут товары из Китая в Европу и Россию, чем и объясняется существенный рост спроса на доставку грузов из КНР и увеличение количества заявок на экспортные перевозки. Активность на российском направлении в том числе обусловлена новыми пакетами санкций, и прежде всего июньскими ограничениями США. Они усложнили трансграничные платежи для российских экспортеров и импортеров, которые, в свою очередь, переориентируются на работу со странами ЕАЭС, включая Казахстан, — отметила Рената Зобова, директор Казахстанского представительства международной «Биржи грузоперевозок ATI.SU». — Вместе с тем нужно учитывать, что частично столь существенный рост может объясняться и развитием самой биржи в Казахстане. Участники рынка постепенно осваивают онлайн-инструменты автоматизации логистических операций, количество пользователей биржи ежегодно растет».