По мнению экспертов NielsenIQ, главная тенденция 2024 года — стремление людей экономить в условиях экономической нестабильности.
Ежегодные исследования рынка розничной торговли и покупательского поведения в Казахстане и мире позволяют выделить тенденцию к более осмотрительному и экономному поведению потребителей. Растет число покупателей, которые активно ищут магазины с выгодными предложениями и акциями — так называемых промохантеров.
Доля промохантеров выросла с 33% в 2014 году до 78% в 2024 году. Промоакции остаются одним из ключевых инструментов для удержания покупателей, особенно на фоне роста цен, который вызывает беспокойство у казахстанцев.
«Практически все респонденты из Алматы, Астаны, Шымкента и Актобе отметили, что ощущают повышение цен. При этом лишь половина из них точно знает цены на товары, которые они покупают регулярно. Это демонстрирует, как покупатели субъективно воспринимают рост цен, и это восприятие также важно учитывать», — подчеркивает Наталья Пшегорская, специалист по потребительским исследованиям NielsenIQ.
Крупные торговые сети используют различные стратегии для привлечения и удержания казахстанских покупателей. Помимо промоакций и регулярных новинок, ритейлеры активно расширяют возможности безналичной оплаты и внедряют биометрические технологии. Также многие из них переходят к более персонализированному подходу, сегментируя аудиторию и исследуя потребности клиентов.
Например, Fix Price в Казахстане, увеличил долю товаров от казахстанских поставщиков до 15% в общем объеме продаж компании в 2024 году. Сотрудничество с местными поставщиками помогает компании значительно сократить расходы, в первую очередь, благодаря оптимизации логистических процессов, и предоставить жителям Казахстана их любимые товары по максимально низким ценам. Прежде всего это касается продуктов питания – тех товаров, которые покупают практически каждый день.
Наиболее значительный рост зафиксирован в следующих товарных категориях Fix Price:
- детское питание: в денежном выражении увеличение доли на 27 процентных пунктов (п.п.), до 88%);
- бакалея: рост на 21 п.п., до 95%; в категории учитываются крупы и макаронные изделия;
- молочно-масляная и яичная гастрономия: увеличение на 9 п.п., до 21%.
Также объем продаж продукции от казахстанских поставщиков в Fix Price отмечен в категориях алкогольные напитки (на 9 п.п., до 92%) и овощные консервы (на 7 п.п., до 16%).
По итогам года, топ-3 крупнейших категорий Fix Price по выручке от казахстанских производителей составили: - бакалея: на 3,8 млрд тенге;
- безалкогольные напитки: на 2,2 млрд тенге;
- кондитерские изделия: на 1,5 млрд тенге.
Всего за год количество казахстанских поставщиков Fix Price в Казахстане увеличилось на 10%, превысив 70 компаний, что позволило обеспечить присутствие локальных товаров в ассортименте сети в республике.
«Взаимодействие с широким спектром локальных поставщиков позволяет нам адаптировать ассортимент под особенности потребительского спроса в Казахстане, и рост доли продаж таких поставщиков свидетельствует о том, что мы двигаемся в правильном направлении. Благодаря работе с местными производителями мы не только повышаем доверие и лояльность среди наших покупателей, но содействуем росту и развитию экономики региона», — рассказал Алексей Ермаков, директор Fix Price Казахстан.