• О нас
  • Реклама
  • Правила
  • Контакты
Понедельник, 25 августа, 2025
 Версия слабовидящим
Optimism.kz - Истории успеха
  • Политика
  • Экономика
  • Аналитика
  • Таза Қазақстан
  • Здоровье
  • Общество
    • Спорт
    • Культура
    • Закон и порядок
    • ESG
    • Прочее
  • Регионы
    • Астaна
    • Алматы
    • Шымкент
    • Акмолинская область
    • Алматинская область
    • Актюбинская область
    • Атырауская область
    • ВКО
    • ЗКО
    • Жамбылская область
    • Карагандинская область
    • Костанайская область
    • Кызылординская область
    • Мангистауская область
    • Павлодарская область
    • Туркестанская область
    • СКО
  • Спецпроекты
    • Истории успеха
    • Актуально о страховании
    • Добро
    • Технологии и Инновации
  • Политика
  • Экономика
  • Аналитика
  • Таза Қазақстан
  • Здоровье
  • Общество
    • Спорт
    • Культура
    • Закон и порядок
    • ESG
    • Прочее
  • Регионы
    • Астaна
    • Алматы
    • Шымкент
    • Акмолинская область
    • Алматинская область
    • Актюбинская область
    • Атырауская область
    • ВКО
    • ЗКО
    • Жамбылская область
    • Карагандинская область
    • Костанайская область
    • Кызылординская область
    • Мангистауская область
    • Павлодарская область
    • Туркестанская область
    • СКО
  • Спецпроекты
    • Истории успеха
    • Актуально о страховании
    • Добро
    • Технологии и Инновации
Нет результатов
Посмотреть все результаты
Optimism.kz - Истории успеха
Freedom Broker
Главная Спецпроекты Добро

Преемственность методов SAQ: от учителей к ученикам

by Optimism.kz
25.08.2025, 15:15
in Добро

Проект SAQ, цель которого – формирование культуры безопасности в школах, уверенно набирает обороты. В него уже вовлечены 20 регионов Казахстана, тысячи учителей и школьников прошли обучение и передают эстафету знаний на местах. Мы побывали на практическом занятии-тренинге, которое проходит в рамках четырехдневного обучения на базе Республиканской физико-математической школы в Алматы.

В небольшой аудитории РФМШ идет урок, но за партами не дети, а учителя. Они активно отвечают на вопросы тренера, выходят командами по несколько человек к доске и декламируют стихи на тему «Что делать во время землетрясения» – домашнее задание. На каждой парте пособие – «Проект SAQ: развитие культуры безопасного поведения школьников». Содержание включает цели и компетенции офицера SAQ, теорию ЧС, безопасное поведение при угрозах и план школы по безопасности.

Мы попали на занятие, которое проходит в рамках образовательного проекта SAQ. Он реализуется в Казахстане с июля 2024 года и направлен на формирование культуры безопасности в школах страны. Учителя и учащиеся обучаются алгоритмам действий в чрезвычайных ситуациях – землетрясениях, пожарах и других ЧС.

Проект реализуется Национальной волонтёрской сетью и Корпоративным фондом Caravan of Knowlefge при поддержке Министерства просвещения и МЧС, а также в партнерстве с Chevron.

Обучение проходило с 12 по 15 августа в Алматы в офлайн-формате. Первый этап – подготовка офицеров SAQ, по итогам которой педагоги получат сертификаты о прохождении обучения. Второй – практическая отработка, проведение теоретических и практических занятий для учащихся и учителей. По его итогам учителя, успешно реализовавшие проекты в школах получили сертификат офицера SAQ.

В настоящее время в Алматы проходит первый этап проекта – очное обучение, в котором принимают участие 22 учителя из школ Алматы, Жетысуской, Абайской, Атырауской, Костанайской областей. В программе – теоретические модули с интерактивными заданиями, групповая работа и ролевые игры. В завершение участники получат методические материалы, необходимые инструменты для внедрения полученных знаний в своих учебных заведениях и смогут обучать коллег и учеников. Кроме того, предусмотрен тренинг по созданию волонтерских отрядов безопасности в школах, а также в планах – конкурс творческих работ. 

Итоги пилотного проекта

С начала реализации в проекте SAQ приняли участие 56 школ и 200 учителей, из них 8 школ и 18 учителей – офлайн, 48 школ и 182 учителя – онлайн. Проект охватил 20 регионов, из них в офлайн-формате три области: Абайская, Атырауская и Костанайская. Республиканские учения по эвакуации школ были организованы для 80 школ-партнеров и свыше 100 школ были привлечены облуправлениями образований к участию в Республиканских учениях 2 апреля 2025 года.

Эффект проекта: обучено 22 810 школьников, 556 педагогов и технического персонала. Из них офлайн-обучение прошли 5 585 школьников и 270 учителей/персонала, онлайн-занятия состоялись для 17 225 школьников и 286 сотрудников. Подготовлено 87 учеников – волонтеров в трех регионах. С января по март 2025 года проведено более 30 занятий с участием до 600 учащихся, под кураторством учителей – офицеров SAQ. Участники создали комиксы, квесты по темам ЧС, брошюры по методичке проекта и страницу волонтеров (@squidteam.kz). Разработана настольная игра «Гидрополия» по обучению реагированию на наводнения и паводки. В конкурсе элективных курсов «Научные основы природных явлений» победили 11 человек (4 – офлайн, 7 – онлайн). Выпускники проекта сохраняют активность в регионах, формируя устойчивый эффект культуры безопасности.

Объединили усилия

Сколько полезных и перспективных инициатив не реализовано, потому что авторам не хватило ресурсов и поддержки спонсоров. Проекту SAQ повезло найти поддержку в лице Министерства просвещения, Министерства по чрезвычайным ситуациям и компании Chevron.

Исполнительный директор ОЮЛ «Национальная волонтерская сеть» Татьяна Миронюк уверена: «Удачной была сама идея объединить усилия с Корпоративным фондом Caravan of Knowlefge. А благодаря поддержке Chevron мы смогли финансово осуществить этот проект в офлайн-формате. Сегодня внедряем дополнительные волонтерские мобильные группы, которые будут приравнены к спасателям».

Пирамида знаний

Как работает система проекта? Схему работы Татьяна Миронюк предлагает представить, как пирамиду. В каждом регионе действует координатор-ментор, который имеет доступ к управлению образования, волонтерским организациям и школам, направляя и координируя выбранные, опорные школы в регионе. В будущем министерство просвещения будет отправлять сертифицированных офицеров в качестве тренеров в средние школы для внедрения дополнительных курсов и распространения информации.

«Мы могли бы обучить школьников, которые передавали бы знания взрослым и сверстникам. Но выпускники покидают школу, и мы теряем преемственность. Наша же задача в том, чтобы заложить крепкий фундамент для развития программы, – подчеркивает Татьяна. – Мы внедряем ее через Министерство просвещения и обучение опорных учителей, чтобы она продолжила развиваться без нашего участия. Очень важно – мотивировать учителей, для которых обучение и работа в проекте, по сути, дополнительная нагрузка. Мы должны им объяснить, как важно внедрять системные компоненты, которые потом будут менять структуру работы в целом».

Татьяна Миронюк вовлечена не только в административную работу, но и преподает на проекте. Ее предмет посвящен развитию гибких навыков стрессоустойчивости: как быстро реагировать в ситуации ЧС, принимать и брать на себя ответственность.

«Представим, что произошел пожар. Вам нужно срочно найти гидрант, огнетушитель, песок, если он необходим по ТБ, запасные выходы, – поясняет Татьяна. – Вы – школьный учитель и должны знать, как реагировать на ЧС, потому что отвечаете за жизнь детей. У вас может начаться паника, вы будете искать ответственного, который скажет вам, куда идти и что делать. Навыки ответственного поведения можно и нужно тренировать».

SAQ дает методические основы

Энтузиастом проекта стал и Ерасыл Казыбаев из Костанайской области, работающий в Заречной общеобразовательной школе №1. Он одним из первых получил сертификат пилотного проекта SAQ-2024. Затем провел ряд мероприятий в своей школе. В результате ему выдали второй сертификат, и Ерасыл стал офицером SAQ. При его участии в школе был открыт волонтерский отряд, подписан меморандум с Национальной волонтерской сетью, что позволяет бесплатно обучать учеников волонтерству. И сегодня уже старшеклассники обучают младших детей, организуют для них квест-игры и открытые уроки. В летних лагерях, куда выезжают ученики, совместно с ДЧС Костанайской области организуются эвакуационные мероприятия, товарищеские матчи, командные игры на тему пожарной безопасности и другим ЧС.

«До проекта мы проводили подобные занятия, – рассказывает Ерасыл. – Но после обучения у нас словно глаза открылись. Оказывается, есть алгоритмы, как действовать правильно, к примеру, эвакуируясь из здания. Весной проходил единый республиканский час по эвакуации. Когда просматривали видео других школ, заметили, что были допущены некоторые ошибки. Во время zoom-конференции мы отчитались о результатах. Сейчас наши ученики знают наизусть алгоритмы, как действовать во время чрезвычайных ситуаций».

Ерасыл подал резюме на участие в конкурсе координаторов по области и сейчас ждет результатов. «Проект SAQ дал нам методические основы. Это полностью готовое направление работы, и важно реализовать его правильно, – уверен офицер SAQ. – Мы теперь активно сотрудничаем с ДЧС Костанайской области. С 15 августа по 15 сентября у нас проходит месячник противопожарной безопасности. Мы будем посещать многодетные семьи, обучать их правилам противопожарной безопасности. В ноябре мы участвовали в конкурсе «Лучшие практики элективных курсов», где многие участники из Костанайской области одержали победу и получили гранты на реализацию своих проектов».

Знания, спасающие жизнь

Преподаватель-организатор начальной военной подготовки в школе-лицей № 95 города Алматы Султан Ақылбекулы Толеу считает большой удачей – участие в сессии, которая изменила его представление о процессе обучения. «Я и раньше проходил онлайн-курсы по гражданской обороне, но по объему и качеству информации этот формат намного серьезнее. Методики и шаблоны, которые здесь предлагают, можно легко внедрять в уроки. Особенно меня впечатлили доступные пособия с четкими указаниями, как доносить материал до детей. Тренера здесь помогают развивать наши собственные идеи».

Что мотивирует учителей, если эта работа не оплачивается? «Моя мотивация – работа с детьми, – отвечает Султан. – Я хочу передавать знания и помогать ученикам. Возможно, мои знания спасут чью-то жизнь. В прошлом году в Алматы случилось землетрясение, и сотрудники Управления ЧС Алмалинского района отметили мой труд и от имени родителей ученика поблагодарили за то, что благодаря полученным знаниям мой воспитанник первым среагировал на толчки».

Как внедрить программу во всех школах Казахстана

Учитель начальной и военной подготовки общеобразовательной школы № 14 имени Дм. Карбышева г. Рудный Костанайской области Бауржан Хамзин считает, что программу обучения нужно внедрить во всех школах Казахстана. Занятия по программе SAQ углубленные и насыщены интересной практической информацией, сочетают в себе элементы игры и интерактива. «Я совершенно согласен с необходимостью внедрения программы во всех школах Казахстана. Программа уже вынесена на одобрение и согласование с Министерством просвещения, и ее следует внедрять. Каждое мероприятие, проведенное по этому приказу, дает преимущество при получении категории и возможность подать документы на высшую категорию, что является серьезным преимуществом, аналогичным процессу аттестации учителей, – поясняет учитель.

Казалось бы, польза от проведения подобных тренингов очевидна. И внедрение их на системной основе во всех школах Казахстана принесло бы прекрасные плоды. Но не все так просто.

Как пояснил директор корпоративного фонда Caravan of Knowledge Дарын Сайынов, сейчас вопрос внедрения программы в школы находится в стадии проработки.

«Это не тот случай, когда готовую методику можно внедрить сверху – нужно учесть множество факторов: соответствие текущим учебным программам, нагрузку на учеников и структуру учебного процесса в целом. Поэтому пока мы наблюдаем, как программа ложится на уже существующие предметы. Мы не преследуем цель внедрять отдельный предмет «Безопасность» в школах – это повлекло бы за собой серьезные кадровые и организационные изменения. С самого начала мы выбрали стратегию интеграции вопросов безопасности в уже существующие предметы: классные часы, начальную военную подготовку, урок «Глобальные компетенции». В настоящее время программа передана на рассмотрение экспертного совета, и мы ожидаем их заключение – это достаточно длительный процесс».

По мнению спикера, существуют и альтернативные пути интеграции. Например, в Казахстане у каждого учителя есть возможность разрабатывать авторские элективные курсы. «Мы уже видим, как некоторые педагоги – учителя физики, химии, географии – создают факультативные программы, в которых темы природных явлений и технологических процессов раскрываются не только с научной, но и с прикладной точки зрения – через призму безопасности. Так эти вопросы становятся естественной частью образовательного процесса», – поясняет Дарын.

Вместо резюме

Директор корпоративного фонда Caravan of Knowledge Дарын Сайынов видит успех проектав конкретных изменениях на уровне школ. Например, в пилотных школах Абайской, Атырауской и Костанайской областей по инициативе участников проекта SAQ созданы волонтерские отряды, которые проводят просветительскую работу среди учеников. «У нас есть как минимум 10 учителей, разрабатывающих собственные курсы с интеграцией тем по безопасности. Постепенно формируется профессиональное сообщество – учителя обмениваются опытом, материалами, поддерживают друг друга. Это не сверху навязанная инициатива, а то, что начинает жить внутри самих школ, и в этом мы видим особую ценность», – подытожил Дарын.

Итак, SAQ – это не временная кампания, а системное внедрение культуры безопасного поведения в Казахстане. Проект сочетает академическую основу и реальные практические навыки. Уже сформированы инфраструктура и экспертное сообщество, готовые к передаче знаний и расширению на новые регионы.

ShareShareSendShareTweet

Преемственность методов SAQ: от учителей к ученикам

Пловец Максим Сказобцов остановился в шаге от медали юниорского чемпионата мира

«Конституция — основа спокойной, справедливой жизни» — столичный общественный деятель

Президент принял председателя Верховного суда Асламбека Мергалиева

Ограничения движения временно введут на некоторых участках улиц в Астане

Меры предосторожности в пожароопасный период

Рекомендуем

Президент принял председателя Верховного суда Асламбека Мергалиева

25.08.2025, 14:51

Ограничения движения временно введут на некоторых участках улиц в Астане

25.08.2025, 14:39

Меры предосторожности в пожароопасный период

25.08.2025, 14:36

Более 1700 делегатов из 114 стран мира посетили Всемирный библиотечный конгресс IFLA в Астане

25.08.2025, 14:26
Загрузить еще
Казахская музыка онлайн Казахская музыка онлайн Казахская музыка онлайн
Новости Казахстана 2020 Оптимизм

Публикуем последние новости из мира бизнеса и экономики, события в политической жизни, экономические прогнозы, собственную аналитику, рейтинги и обзоры. Слоган: «Живи с оптимизмом».

Мы там, где удобно:

Категории портала

  • Здоровье
  • Истории Успеха
  • Культура
  • Мнение
  • Таза Қазақстан
  • Общество
  • Спорт
  • Экономика
  • Политика
  • Прочее
  • Важное

Самая последняя новость

Преемственность методов SAQ: от учителей к ученикам

25.08.2025, 15:15
Яндекс.Метрика

  • О нас
  • Реклама
  • Правила
  • Контакты

© 2025 Optimism.kz - мониторинг, последние новости Казахстана .

1xbet.kz Акция!!
  • Главная
  • Здоровье
  • Политика
  • Экономика
  • Аналитика
  • Истории успеха
  • Таза Қазақстан
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • Актуально о страховании
  • ESG
  • Добро
  • Регионы >>
    • Астана
    • Алматы
    • Шымкент
    • Акмолинская область
    • Алматинская область
    • Актюбинская область
    • ВКО
    • ЗКО
    • Жамбылская область
    • Карагандинская область
    • Костанайская область
    • Кызылординская область
    • Мангистауская область
    • Павлодарская область
    • Туркестанская область
    • СКО

© 2025 Optimism.kz - мониторинг, последние новости Казахстана .