После решения Нурсултана Назарбаева уйти с поста председателя правящей партии «Nur Otan» прошло три дня. Свое мнение высказали десятки политологов, как в Казахстане, так и за рубежом.
Интересно, но практически все эксперты (как бы он не относились к нынешней власти Казахстана) признали: решение вполне укладывается в матрицу «казахстанского транзита». Кстати, это удачное словосочетание было предложено 1-м заместителем председателя партии «Nur Otan» Бауыржаном Байбеком практически сразу после заседания политсовета 23 ноября 2021 года.
Многие аналитики признают, что для них заявление Елбасы о передаче партийного лидерства было неожиданным. Это, конечно, не так. Те, кто давно знают Нурсултана Назарбаева, скажут: все его действия всегда либо были мгновенным ответом на вызовы времени, либо эти вызовы даже опережали.
На мой взгляд всё дело в том, что качественные изменения в Казахстане не возможны без решительных реформ госаппарата. Об этом говорил два года назад Елбасы, начиная перезагрузку партии («Nur Otan» должен консолидировать активных членов партии. Их называют «ядерными». Активных членов, которые не сидят дома, а выходят на улицы, доказывают правоту»). Об этом позже говорил президент страны К.Ж.Токаев, объявляя о новой концепции государственного управления («Здесь потребуется серьезная реформа, которая утвердит принципы меритократии»)
Таким образом, передавая руководящий партийный пост своему преемнику, Назарбаев вручил ему главный инструмент управления партийной номенклатурой (которая и составляет подавляющий административный ресурс государства) с тем, чтобы Токаев смог осуществить свой обещанный в 2020 году «качественный рывок в реформе госуправления».
Кстати говоря, президент РК К.Ж.Токаев, как бы подтверждая свое стремление к реформам, уже на следующий день после исторического заседания политсовета партии, сделал очень символичный шаг. Он подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам перераспределения полномочий между уровнями государственного управления». Этот документ передает многие важные функции от правительства в центральные госорганы, а также от центральных государственных органов — в акиматы. Это, без сомнения, повысит оперативность принятия решений и усилит ответственность акиматов.
Какое место займет Назарбаев после окончательного транзита власти? Думаю, что дел у первого президента хватит. У него остается еще очень много рычагов власти и способов влияния на общество, самый «видимый» из которых – пост председателя Совбеза РК.
Но не это главное. Есть еще один статус, который, как мне кажется, занимает Елбасы. Это – статус духовного лидера нации. Недаром, после объявления о передаче партийного лидерства, Н.Назарбаев обнародовал свой свод принципов развития казахстанского общества, названный «Семь столпов государственности». «Пусть молодое поколение примет их как мой призыв и наказ от Елбасы, руководителя страны, преодолевшего сложный, длинною в тридцать лет, путь созидания вместе с народом», — сказал он.
Основы этой концепции — «Независимость», «Единство и согласие», «Земля – достояние народа», «Семья и традиции», «Национальная культура», «Знания и трудолюбие», «Прагматизм и бережливость». Здесь уместно вспомнить не только древние «Жеті қазына» («Семь сокровищ»), но и современные «Семь ценностей партии «Nur Otan», закрепленных в ее платформе: Человек, Свобода, Верховенство закона, Справедливость, Солидарность, Устремлённость в будущее, Семья и традиции.
«Семь столпов государственности» — это также логическое продолжение программной декларации Елбасы «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», опубликованной в 2012 году.
«Сегодня стала очевидной иллюзорность концепции потребительского общества, которая была широко распространена с 60-х годов прошлого столетия. Сегодня весь мир с особой остротой убедился, что эта идеология потребления оказалась губительной.
Она породила массовое социальное иждивенчество в развитых странах мира и является одной из главных причин глобального кризиса», — писал тогда Назарбаев.
«Процесс модернизации сопровождается усилением активности граждан, раскрытием их творческого потенциала. Поэтому будет расширяться стремление людей активнее защищать свои права и свободы, повысится степень самоорганизации общества», — говорил первый президент, девять лет назад уже определяя современные задачи, такие, как выборность акимов или усиление роли общественных советов.
И, наконец, есть в мире еще одна сфера деятельности, которую невозможно представить без участия первого президента Казахстана. Это глобальные мирные инициативы и борьба за безъядерное будущее.
За 30 лет Назарбаев представил мировому сообществу не менее 20 инициатив, направленных на укрепление мира и сотрудничества. Разумеется, главным шагом стал отказ Казахстана от огромного (четвертого в мире по разрушительности) ядерного арсенала. Позже это обернулось потрясающим кредитом доверия со стороны всех стран Земли. Я лично был этому свидетелем, когда сопровождал первого президента в поездке по Японию, где жители Хиросимы единодушно избрали Н.Назарбаева почетным жителем города.
Признанием усилий Елбасы в деле укрепления мировой стабильности стало и принятие Генеральной ассамблеей ООН резолюции о провозглашении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний.
Помимо этого, президент Назарбаев инициировал созыв Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Он – один из организаторов ШОС, автор межконфессионального диалога через съезды мировых религий, основатель Тюркского совета и так далее.
Одним словом, скучать первому президенту Казахстана некогда. Ведь по его словам «Человек в жизни является тем, что он успел сделать. А потому главное — успеть сделать как можно больше для народа, страны, мира».
Андрей Зубов, политический обозреватель