Мобильные игры меняют мировосприятие маленьких детей
Если дошкольники часто играют в игры на мобильных устройствах, это влияет на важные аспекты их восприятия и мировоззрения.
Смартфоны и планшеты с сенсорным экраном в настоящее время используются все большим количеством детей в самом раннем (т.н. нейропластичном) возрасте. Это влияет на развитие их
социально-когнитивных навыков.
Уже длительное время ученые фиксируют доказательства того, что чрезмерное медиапотребление вредит детям. Долговременные исследования свидетельствуют: длительный просмотр телевизора может повредить детям в их вербальном, социальном и эмоциональном развитии. В результате просмотра телевизора могут ухудшаться школьные успехи ребенка. Вечера, проведенные в интернете или за компьютерными играми, часто заканчиваются для детей расстройствами сна. Ученые рекомендуют детям до четырех лет вообще не проводить время перед экраном или проводить его как можно меньше.
А как дело обстоит с интерактивными развлечениями, например, со специальными детскими играми для планшетов? «Во многих аспектах они отличаются от телевидения, поскольку содержат интерактивный компонент, тренируют моторику и сенсорную координацию ребенка, предлагая ему различные активности», — пояснила Вероника Конок (Veronika Konok) из Будапештского университета и ее коллеги. Кроме того, эти игры часто предусматривают сенсорную мультизадачность: дети одновременно должны обрабатывать множество различных раздражителей и распределять свое внимание между различным содержанием.
Ученые задали вопрос: меняют ли такие игры восприятие ребенка, а если да, то в какой степени?
Для этого специально сосредоточились на схемах локального и глобального характера.
От рождения дети и взрослые сначала понимают глобальные структуры более высокого порядка, а затем обращают внимание на детали. Иначе говоря, сначала мы видим лес, а затем — деревья. Так заложено в нас природной
эволюцией.
«Сосредоточившись на глобальной картинке, мы можем понимать мир в его когерентных содержательных связях, а не как ряд несвязанных пятен», — говорит Конок. —
«Мы сначала автоматически обрабатываем глобальную схему, даже если сознательно хотим проанализировать детали».
Однако в цифровом мире акценты смещаются. Экранные изображения богаты на локальную информацию, им присущ избыток мелких деталей. Чтобы хорошо пройти игру, пользователи должны прежде всего быстро замечать эти детали и обрабатывать
их. У младших детей мозг еще очень пластичен, поэтому научная гипотеза была сформулирована так:
Проведенное время за планшетными играми меняет восприятие детей.
Чтобы это проверить, команда ученых привлекли к психологическому тестированию две группы дошкольников. Одна группа состояла из детей, которые часто
играли в планшетные игры. Другая — из детей, которые не пользовались гаджетами. В одном тесте дети видели схему, состоящую из многих меньших форм, например Солнце, образованное многими маленькими звездочками. В зависимости от теста, маленькие испытуемые должны были распознать и указать кликом то на маленькие, то на большие объекты.
В последующих экспериментах Конок и ее команда проверили способность детей поставить себя на место другого человека, что на профессиональном жаргоне называется
теорией разума [Theory of Mind — способность отражать сознание других индивидов, делать выводы о ментальных состояниях других людей и использовать эту информацию]. Способны ли дети посмотреть на мир с позиции другого человека?
Для этого ученые показали детям коробочку от конфет, в которой — к их удивлению — вместо сладостей оказывались карандаши.
Детям задавали вопрос: увидев коробочку, что в ней ожидает найти другой человек?
С помощью данного теста Конок и ее команда хотели выяснить: будут ли отличаться базовые сферы восприятия и мировоззрения у детей, потребляющих медиа больше, от тех, что свойственны детям, проводящих меньше времени за техническими устройствами.
Результат: разница на самом деле существует. Первый
аспект касается понимания локальной и глобальной структуры: когда дети должны были концентрироваться на форме, например, на Солнце из маленьких звездочек, доминировала глобальная перспектива — что привычно для детей этого возраста. Зато, когда появлялось сразу несколько различных форм и нужно было разделять внимание, все выглядело иначе.
«В такой ситуации дети,
больше потребляющие медиа, предпочитали локальное, то есть они быстрее распознавали детали, чем глобальные формы», — сообщили Конок и ее команда. Дети видели сначала деревья, а затем — лес, а не наоборот, как происходит обычно.
В последующих экспериментах проявился аналогичный эффект. «Эти данные доказываают предположение, что цифровые игры приводят к смещению внимания от глобального к локальному», — резюмируют ученые.
Различия проявились и в способности смотреть на мир глазами другого человека. Дети, потреблявшие интерактивный медиаконтент, продемонстрировали худшие навыки теории разума, чем дети, не игравшие в медиаигры. В первом случае дети просто не понимали, что другие люди могли не знать о карандашах, помещенных в коробку вместо конфет.
«Это подтверждает результаты предыдущих исследований влияния на дошкольников чрезмерного просмотра телевизора. Игры на планшетах также приводят к ухудшению способности поставить себя на место другого», — утверждают ученые. Они объясняют это влияние тем, что просмотр телевизора и цифровые игры стимулируют внимание к малым деталям, в то время как теория разума предполагает целостный подход и понимание ситуации, взаимосвязей.
По мнению ученых, полученные результаты доказывают: интенсивное использование цифровых медиа сильно изменяет восприятие и мировоззрение детей. Дети становятся более склонны к тому, чтобы видеть детали, а уже потом — целое (сейчас нормальным считается обратное). Кроме того, таким детям сложнее поставить себя на место другого человека — вероятно потому, что им не хватает навыков социального взаимодействия.
Но что это конкретно означает для поколения
«цифровых аборигенов» (Digital Natives), пока остается невыясненным.
«Атипичное внимание детей с планшетами не обязательно означает что-то плохое, но наверняка — что-то иное, и это нельзя игнорировать», — отмечает коллега конок Кристина Лискай-Переш (Krisztina Liszkai-Peres). Во всяком случае полученная информация о влиянии цифрового потребления важна для педагогики. Возможно, удастся разрабатывать специально адаптированные для детей игры или противостоять медиавлияниям методами реальной педагогики.
Источники:
- Kleinkinder: Computerspiele verändern Weltsicht
- Mobile use induces local attentional precedence and is associated with limited socio-cognitive skills in preschoolers
См. также:
- Почему дети должны писать от руки?
- Родительская зависимость от гаджетов вредит детям
- Как смартфоны влияют на современных подростков
16.03.2021
Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»