Почемучка, Нейронаука, Пси-новости » Научные » Возрастные изменения
Почему с возрастом сложнее подбирать слова?
С возрастом нам все сложнее подобрать правильное слово. Мы вроде бы знаем значение предмета или явления, понимаем его сущность, но никак не можем вспомнить его название. Почему так, выяснили нейрологи.
Старение характеризуется снижением когнитивного контроля. В семантическом познании это приводит к парадоксу, что пожилые люди обычно демонстрируют худшее выполнение задач, чем молодые люди, несмотря на их большие семантические знания. До сих пор плохо изучены лежащие в основе нейронные изменения этих поведенческих различий.
Что касается когнитивных изменений на протяжении взрослой жизни, хорошо известно, что процессы когнитивного контроля, также называемые подвижным интеллектом, неуклонно снижаются с возрастом. В то же время семантическое знание (так называемый кристаллизованный интеллект) остаются стабильными или могут даже увеличиваться с возрастом из-за постоянного накопления знаний и опыта на протяжении жизни.
Это приводит, в частности, к тому, что,
по мере старения людям все сложнее подобрать правильное слово в решающий момент. Несмотря на то, что словарный запас в процессе жизни обогащается, поэтому теоретически с возрастом наш лексический выбор должен становиться все больше, пенсионерам сложнее активировать семантическую память и подыскать соответствующее понятие. До сих пор было неясно, почему так.
Сравнительное исследование Сандры Мартин (Sandra Martin) из Института когнитивных и нейрологических наук имени Макса Планка в Лейпциге и ее коллег дает возможное объяснение возрастных расстройств в подборе слов.
Для своего эксперимента ученые предложили пройти тесты со сканированием мозга 28 здоровым пожилым людям в возрасте от 60 до 70 лет, а также 30 молодым участникам — для сравнения.
Пока испытуемые лежали в МРТ-сканере, предоставляя ученым возможность записать активность их мозга, ученые просили их решать семантические задачи. В частности, нужно было назвать как можно больше слов, которые бы соответствовали определенной тематической категории — например, животные, металлы, транспорт. Определенные фрагменты теста прерывали задачами на счета, кроме того, категории были упорядочены таким образом, что сложные и простые блоки чередовались.
Результат: как и можно было ожидать, молодые люди проходили тесты на подбор слов лучше и требовали меньше времени для ответа. Анализ мозговой активности показал: в обеих возрастных группах к задачам на семантическую память были привлечены две сети. Речь идет о расположенной в левом полушарии сети семантической памяти, которая охватывает языковые центры и сохраняет фактические знания.
Кроме нее, к подбору слов привлечена так называемая сеть общего доступа с множеством запросов (Domain-general multiple demand network — MDN), которая отвечает за общие функции, в частности — внимательность и память, но за память — в меньшей степени, чем за исполнительные функции.
Младшие выполняли задания тем лучшее, чем сильнее были внутренние связи внутри этих двух сетей. Но не старшие: «Схема связей при выполнении этих задач была похожей и в старших, и в младших, но в младших с увеличением синхронизации сетей росли производительность и эффективность обработки, а в старших этого не происходило. С увеличением способности образовывать связи в них улучшалась когнитивная производительность, но не эффективность», — сообщают исследователи.
Другими словами: стареющий мозг больше не может использовать сполна связи двух сетей, поэтому информационные потоки в сетях становятся менее эффективны, чем у младших. Также у старших проявилась сильная активность в исполнительных участках и сильнее связь между двумя сетями. По данным Мартин и ее коллег, это означает: семантические задачи для старших лиц в общем даются сложнее.
Почему схема активности меняется с возрастом, до сих пор не удалось объяснить полностью. Однако кажется, что нейронные реакции определенных участков со временем ослабевают.
«Наши результаты предоставляют новые доказательства того, что эффективность мозга по мере старения уменьшается вследствие нейронной дедифференциации».
Даже если пожилые люди обладают богатым семантическим знанием, это вредит их способности получать определенное содержание из памяти.
«На структурном уровне определенную роль может играть и деградация серого вещества, которую должен компенсировать обмен между сетями», — предполагает Мартин.
Результаты исследования были опубликованы в Cerebral Cortex в августе 2021 года [1]:
Источники:
- Age-Dependent Contribution of Domain-General Networks to Semantic Cognition
- Warum uns im Alter Wörter schlechter einfallen
См. также:
- Почему с возрастом время летит быстрее?
- Почему мы игнорируем лучшие решения?
- Почему мы делаем поспешные выводы?
Предложить интересную новость, объявление, пресс-релиз для публикации »»»