В социальных сетях казахстанцы распространяют теорию заговора, гласящую, что раньше маски носили лишь рабы. Пользователи пишут, что надеть медицинскую маску в период пандемии – значит превратиться в раба. Это неправда. Об этом сообщает Optimism.kz со ссылкой на Stopfake.kz.
Медицинские маски к рабству никакого отношения не имеют. Люди начали прикрывать лица тканью для защиты дыхания почти две тысячи лет назад. Древнеримский философ Плиний Старший писал о том, что использовал мочевой пузырь животных в качестве маски во время работы с киноварью и сульфидом ртути, которые применялись для пигментации украшений.
В XVII веке, во время пандемии бубонной чумы, врачи также носили маски. Они отличались от современных, однако их назначение было более или менее схожим. Средневековые доктора верили, что ношение масок со вложенными в них благовониями способно очистить воздух.
В 1867 году британский хирург Джозеф Листер предположил, что болезни возникают в результате попадания в организм микроскопических живых существ, недавно описанных Луи Пастером. В 1880-х годах новое поколение хирургов разработало стратегию асептики, которая в первую очередь была направлена на предотвращение попадания микробов в раны. После этого врачи разработали хирургический костюм с чепчиком и маской, которые мало чем отличались от современных.
Маски, которые надевали на рабов, совершенно не походили на медицинские. Чаще всего они были сделаны из железа и застегивались таким образом, что снять самостоятельно их было невозможно. Кроме того, в таких масках были отверстия для воздуха, что говорит о том, что подобные устройства были не предназначены для защиты органов дыхания. Стоит отметить, что помимо масок на рабов надевались ошейники и металлические браслеты на руки и ноги для полного контроля.
Из этого следует, что медицинские маски не связаны с рабством и их носили люди, желающие обезопасить себя от вредных веществ, содержащихся в воздухе.
Теория о том, что, надевая маску, человек превращается в раба, конспирологическая. Она основана на тезисе о том, что ношение маски подавляет волю.