Правильное использование кикшеринга, для комфортной и безопасной езды на электросамокате.
В новую эру технологий, переполненную различными инновациями и гаджетами, в городах стали появляться новые услуги для жителей города. В крупных городах Казахстана стал популярен такой вид услуг, как кикшеринг — прокат электросамокатов. Такой способ передвижения достаточно быстрый, не требует наличия прав вождения и дополнительных усилий во время поездки. То есть во время проката электросамоката, человек с легкостью поднимется вверх и не вспотеет, так, как если бы он ехал на велосипеде. Особенно удобно передвигаться таким способом во время пробок – пока автомобилисты стоят в пробке, человек на самокате может проехать быстрее, так как самокат имеет меньшие габариты. В Казахстане услугами проката самокатов занимаются 3 кикшеринговые компании: JET, Eleven и Ozim. Каждая компания имеет свои отличия.
Нужно соблюдать определенные правила, чтобы поездка прошла успешно, как для арендатора, так и для пешеходов
Правила дорожного движения
Во-первых, следует принять во внимание, что человек на самокате тоже участник дорожного движения и должен знать элементарные правила.
- Передвигаться на самокатах можно либо по специально выделенной полосе, либо по тротуару, притормаживая и снижая скорость, если поток людей большой. (Предложение о передвижении электросамокатов и велосипедов по дороге находятся на рассмотрении с 4 ноября 2021 года).
- Бордюры и препятствия нужно проходить пешком.
- Использовать шлем при поездке.
- Пользоваться кикшерингом могут только лица, достигшие 18 лет.
- Передвигаться на электросамокате в состоянии алкогольного или наркотического опьянения строго запрещено.
- Не нажимать одновременно рычаги газа и тормоза.
Техника безопасности
Во-вторых, нужно соблюдать технику безопасности. Сейчас, наверное, многие выдохнут от непонимания, зачем мы это пишем. Но большинство несчастных случаев, связанных с наездом на пешеходов или попаданий в аварии арендаторами случается из-за несоблюдения техники безопасности или несоблюдении правил дорожного движения.
- Нужно убрать телефон, вытащить из ушей наушники. Даже если музыка играет негромко, она может отвлечь Вас от сигнала машины или испуганного крика пешехода.
- Важно двумя руками держаться за руль самоката.
- Проверить зарядку электросамоката, наличие повреждений, а также исправность тормозов, прежде, чем разгоняться.
- Не пользоваться электросамокатом во время дождя, так как дорожное покрытие может быть скользким. Это может привести к аварии.
- Кататься на самокате может только один человек, без пассажиров.
Парковка
- После поездки нужно оставить самокат в пределах обозначенной зоны на специальной парковке или если в пределах вашего местонахождения парковки нет, некоторыми компаниями разрешается оставить самокат на тротуаре, но так, чтобы он не мешал пешеходам.
- Электросамокаты кикшеринга OZIM разрешается парковать только на брендированной черно-желтой парковке, обозначенной на карте желтым значком «Р». Для завершения поездки самокат нужно обязательно пристегнуть, сфотографировать и отправить в приложение фото. Если это условие не выполнено — с платежной карты арендатора спишется штраф.
Казалось бы, банально, но акцент именно на правилах дорожного движения и технике безопасности спасет от повреждений и несчастного случая и Вас, и других участников дорожного движения.
Пользователю следует знать, что ездить на самокате и парковать его нужно только в районе разрешенной зоны, ориентируясь по карте из приложения. Для комфортного передвижения и избежания снятия лишних средств, нужно ознакомиться с картой перед поездкой.
Корреспондент Optimism.kz связался с журналистом-блогером Аленом Клейнбоком, который часто пользуется услугами проката электросамокатов.
«Хотелось бы выделить несоблюдение ПДД. Пешеходы ходят по велодорожкам подвергая риску себя и окружающих, водители не воспринимают людей на самокатах, скутерах, мотоциклах и прочем транспорте за участников дорожного движения. Водители на самокатах ездят в большинстве своем без шлемов (я, в том числе), не смотрят по сторонам и создают аварийные ситуации, а также большинство водят достаточно агрессивно. Также хочется отметить владельцев кикшеринговых сервисов. Как только стало холодно в городе легко найти брошенные самокаты в снегу», — обратил внимание на игнорирование правил дорожного движения активный пользователь кикшеринга Ален.
Благодаря кикшерингу жителям крупных городов стало легче и быстрее передвигаться, но из-за того, что люди не соблюдают правила парковки, электросамокаты смотрятся небрежно. В один из осенних дней, выйдя на улицу вечером, можно было наблюдать на тротуарах городов много брошенных электросамокатов. Если не смотреть под ноги или отвлечься, ненароком возможно было споткнуться об один из них.
Такую картину была возможность наблюдать не только в местах без специальной парковки для самокатов, в отдаленных районах, где их «бросили» арендаторы. В центре Алматы, гуляя по городу, можно наткнуться на 3 парковки электросамокатов подряд, где обязательно будет небрежно стоять одинокий самокат в 15 шагах от парковки. Причем направлен будет такой самокат в противоположную сторону от парковки.
По правилам кикшеринговых компаний парковаться нельзя:
- на частной территории;
- на закрытых парковках;
- в узких проездах и проходах, где самокат помешает пешеходам или автомобилистам;
- в подъездах домов;
- в подземных переходах;
- под мостами.
Блогер поведал о недостатках кикшеринга в Алматы, несмотря на все достоинства.
«Кикшеринг — отличное решения для крупных городов. Самокат позволяет быстро добираться на небольшие дистанции, быстро, удобно, экологично, зачастую дешевле или как по цене такси. Но есть ряд минусов, на которые хочется обратить внимание», — подчеркнул Ален.
Активный пользователь кикшеринга выделил 2 недостатка, влияющих на неаккуратную парковку электросамокатов в городе Алматы:
- Низкая культура общественного пользования. «Если самокат мне не принадлежит, значит, можно с ним делать все что угодно». По этой причине некоторые самокаты уже работают не так как должны, у одних нет габаритов, у других не работает один из двух тормозов, у третьих проблемы с зарядкой. На самом деле это касается не только самокатов, но и автомобилей, где легко найти грязь, мусор, следы аварий, а иногда и использованные контрацептивы.
- Станции. Основной фактор – лень, но иногда самокаты бросают там, где у него села зарядка. У людей нет желания тащить его до станции, которая далеко находится.
Корреспондент Optimism.kz провел опрос алматинцев, чтобы узнать их мнение о проблеме неаккуратной парковки и сделал график.
Несмотря на то, что все опрошенные алматинцы, которые пользовались прокатом электросамоката, говорили, что всегда ставят самокат аккуратно или довозят до станции, один человек признался, что получил штраф 2000 за парковку в неположенном месте от компании JET. Еще двое уклонились от прямого ответа, сказав, что они стараются ставить электросамокат в положенном месте.
Также пользователи предложили несколько решений для проблемы с парковкой:
- введение облегченных водительских прав на велосипеды и самокаты;
- введение регламентированных и четких правил ПДД;
- информирование алматинцев о ПДД (простые курсы на пару часов, уроки в школах);
- недопущение к прокату транспортных средств без прохождения теста с основными правилами дорожного движения;
- недопущение к прокату транспортных средств без прохождения психологического теста на «вменяемость»;
- устранение пешеходов с велополос.
За ответами и решениями проблемы корреспондент обратился к частым пользователям шеринговых компаний, которые пользуются прокатом и велосипедов и электросамокатов.
«Как самокатчик со стажем, могу предположить, что дело в чувстве собственности. Я когда паркую свой собственный самокат, то сразу в голове прорабатываю кучу вещей: как зафиксировать, где поставить, чтобы уменьшить вероятность воровства и т.п. А когда человек оставляет прокатный самокат — ему наплевать на дальнейшую судьбу чужого имущества», — поделился своим мнением техноблогер Рустам Ниязов.
Представитель городского велосообщества и активист по велоинфраструктуре Ербол Султанбаев, изучающий тематику шеринговых сервисов уже 3 года, рассказал о причинах небрежной парковки.
«Могу предположить, что многие будут говорить про культуру и менталитет. А все дело в правильном регулировании. Лично я не слышал и не видел, чтобы акимат поднимал этот вопрос и работал над этим. Из-за отсутствия реагирования страдают все. В странах Европы и Америки, Китая и даже России через это уже прошли. Власти обязали шеринговые сервисы иметь лицензии, а также зафиксировали зоны парковки, где можно парковать электросамокаты. Если нарушают твои пользователи — ты несешь за них ответственность и прощай лицензия.
Казалось бы, что от фиксированных зон парковки страдает сам сервис и experience пользователя. Потому что на самокате охота подъезжать к месту назначения вплотную, door-to-door. Но если будут фиксированные конкретные зоны, то они работают как станции проката. Пользователь заранее знает, куда идти и где его будет ждать самокат. Пользователь лучше планирует маршрут и в целом весь опыт поездки становится предсказуемый. Для этого не нужно оборудование, как у docked станций, а нужно лишь хорошее правильное место, краска для обозначения места на асфальте и настройки в software. Такие парковки можно делать довольно часто и плотно в городе, в отличие от docked станций, покрывая спрос», — озвучил вероятную проблему специалист.
По словам Ербола, изначально кикшэринговые компании планировали станции. В приложениях даже были стройки, но когда поняли, что акимату нет до этого дела, то расслабились и разрешили парковаться где угодно.
«Почему нет такой проблемы у велошеринга Алматы Байк? Потому что его можно только на станции парковать. Казалось бы, глупо и очевидно, по-кэпски. Но что мешает пользователю бросить велик где попало и уйти? Потому что не завершится поездка и имущество на твоей шее по договору. Если ты не вернул велик на станцию — есть нехилые шансы заплатить 500-800 тысяч за утерю вверенного имущества», — заявил активист по велоинфраструктуре.
По мнению эксперта Ербола Султанбаева, модель решения проблемы неправильной парковки электросамокатов состоит из 3‑х частей:
- Нужны новые станции для электросамокатов по принципу парковки и зарядки. Так лучше работает экономическая модель — микромобильный транспорт должен быть сгруппирован на станциях, а не где попало.
- Нужно, чтобы неправильную парковку не давало сделать само приложение — чтобы нельзя было завершить поездку пока не отгонишь на станцию.
- При несоблюдении этих правил, нужно штрафовать владельца сервиса. А он уже будет сам разбираться с пользователем.
Корреспондент связался с директором компании JET Мусалавом Алибековым, предоставляющей услуги проката электросамокатов.
‒ Как Вы боретесь с парковкой в неположенных местах?
‒ Как вы правильно заметили, самокаты нередко оставляют не в самых подходящих для парковки местах. Для изменения ситуации в лучшую сторону в JET принимают комплекс мероприятий:
⁃ Организована работа скаутов – сотрудники JET, которые следят за порядком и собирают самокаты, которые паркуют в неположенных местах.
⁃ Организована работа консультантов по безопасности – сотрудники JET, которые учат новых пользователей корректно пользоваться самокатом, рассказывают о правилах поведения на дороге, правилах самого сервиса и парковки.
⁃ Периодически публикуются примеры правильной и неправильной парковки в Instagram (в основном в сторис, а иногда в постах).
‒ Можете ли вы рассказать о самых нелепых случаях?
‒ Самые нелепые случаи, которые мы видели в мировой практике – самокаты оставляли на деревьях. В Казахстане, к счастью, такого не было. Были люди, которые заносили самокаты в подъезды и поднимали на 5-й этаж, кто-то аккуратно складывал самокаты в арыках.
‒ Предусмотрены ли у Вас штрафы за такое поведение?
‒ У нас предусмотрены штрафы за парковку в зонах, для этого не предназначенных (такие зоны можно увидеть в клиентском приложении). Штрафы – вынужденная мера, направленная на обеспечение порядка и устойчивости работы сервиса. Мы стараемся не сразу выписывать штрафы, а сначала сделать предупреждение, донести до людей, что они неправильно припарковались, объяснить, как нужно парковаться правильно. Штрафы получают те, кто категорически отказываются идти на диалог и не соглашаются парковаться правильно.
‒ Получается ли наказать нарушителей так, чтобы в будущем они парковались аккуратнее?
‒ Каждый случай нарушения правил сервиса, в том числе парковки, разбирается нашей службой поддержки индивидуально. Штрафы выписываются сравнительно редко, в случаях, когда клиент умышленно идет на то, чтобы штраф получить. Обычно штрафы имеют воздействие на поведение пользователя при последующем пользовании сервиса. При регулярных нарушениях правил сервиса клиент может быть заблокирован, но к такой мере прибегают в самых исключительных случаях.
‒ Стало ли меньше таких случаев?
‒ Хотим отметить, что культура вождения и парковки электросамокатов в Казахстане только формируется, но уже можно сказать, что казахстанцы приятно удивляют своим отношением и с каждым днём ситуация на улицах становится лучше.
Мы периодически сталкиваемся с неправильной парковкой, но в подавляющем большинстве случаев нарушения быстро устраняются скаутами или нашими пользователями – обычно клиенты берут такие самокаты в аренду, но всё чаще встречаем проявление гражданского самосознания, когда жители самостоятельно переносят самокаты в положенное место.
Руководитель компании JET заверил, что компания продолжит вести работу по обучению пользователей и дальше. Опыт 2021 года позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.
Помимо случая парковки электросамокатов в арыках, который привел директор компании JET, некоторые электросамокаты кикшеринговых компаний тоже подвергались вандализму: их парковали горизонтально, кладя на пол, пытались распилить, поднимали на крышу мусорки и даже помещали в урну.
Компания Eleven тоже работает со своими пользователями в направлении формирования у пользователей привычки правильной парковки. В инстаграм-аккаунте тоже периодически публикуются посты и сторис с примерами допустимой и запрещенной парковкой. Также в профиле закреплено меню, в котором можно пройти тест «Паркуйся правильно», состоящий из 15 вопросов. Его прошли уже более 4000 алматинцев. За прохождение теста до 31 октября можно было получить вознаграждение – бесплатный старт на следующую поездку. По правилам можно пройти тест и получить бесплатный старт не более 3 раз.
«К сожалению, почти везде находится определенная категория населения, которая пренебрегает элементарными правилами поведения. Особенно грустно наблюдать за случаями вандализма, зная, сколько сил операционная команда прилагает для обеспечения бесперебойной работы сервиса», — с грустью сообщил Мусалав Алибеков
Директор компании JET не согласился со вторым и третьим пунктами модели решения неправильной парковки Ербола Султанбаева. По его мнению, мировой опыт и собственные наблюдения специалистами компании в этом году показали, что штрафы не оказывают долгосрочное позитивное влияние на поведение пользователей. Казахстанцы чаще всего более критично относятся к своим соотечественникам, хотя на самом деле большинство населения – прекрасные люди, с которыми не хочется вести диалог на языке штрафов.
В качестве примера негативного поведения пользователей Мусалав привел новость из развитой Германии, в которой шеринг существует несколько лет. Там на дне Рейна оказалось более 500 электросамокатов.
Какой способ принесет плоды и что же на самом деле лучше, кнут или пряник – покажет время. Остается надеяться, что станция для парковок сделают больше, а случаев парковки в неположенных местах станет меньше.