«Когда я узнала, что мой ребенок родился с физическими особенностями, первая реакция была шок, не только для меня, но и для всего моего окружения. Когда первые эмоции утихли, мы начали искать всевозможные методы лечения, и в голове были только вопросы: как это можно исправить? Чем помочь ребенку? Врачи не давали никаких гарантий, они просто просили смириться и принять то, что мой сын никогда не будет ходить, сидеть. Было тяжело принять всё это» — говорит Анна Павленко, мама Георгия, подростка с особыми образовательными потребностями.
Когда родители слышат от врачей, что их ребенок особенный, они остаются наедине со своими мыслями, страхами и жизнью полной неизвестности. Успешная бизнес-леди Анна, осталась один на один с болезнью сына, и было полное понимание, что с этого дня ее жизнь уже не будет прежней.
«Первые годы мы попробовали всё — проходили лечение в различных городах и странах, были в реабилитационных центрах Китая, России, Киргизии, хватались за любую возможность, но общаясь с врачами, все приходили к единому мнению — абсолютно вылечить Георгия нет возможности, но при правильной реабилитации, как физической, так и психологической, с годами сын сможет научиться замещать функции тела, и тут наверное пришло понимание и смирение.» — делится Анна.
Образованию детей, имеющих физические особенности, в Казахстане уделяется особое внимание, но на деле не всегда так все просто. По заключению ПМПК, Георгию дали рекомендацию обучаться на дому, так как для определения в школу для детей, имеющих опорно-двигательные нарушения, необходимо чтобы были функционально активно верхние или нижние конечности, а у Георгия полное нарушение. Но домашнее обучение – это полная изоляция, и как в этом случае добиться социализации детей?
Помимо домашнего обучения, Георгий начал посещал Центр дневного пребывания, и до 10 лет делал это с удовольствием: учеба, занятия и общение с другими детишками, все это приносило радость, но с возрастом стал все чаще отказываться его посещать, ведь обучение детей с физическими и ментальными нарушениями имеет различие, и развитие Георгия происходило в соответствии с его возрастом, ему хотелось знать больше.
«Георгий творческий подросток, научился рисовать на графическом планшете, любит компьютер и всегда находит, чем заняться. Когда мы услышали о проекте Leader Z, о том, что проект не ставит жестких требований по ограничениям физическим, и что с раннего возраста дети могут не только учиться новым навыкам, но и смогут определиться с профессией, мы подали заявку. Георгий с удовольствие учиться на курсе «Скетчинг», научился рисовать кистями и красками, и многие поражаются, как он делает всё это ногами. Он сейчас мне всегда говорит: «Мама, я научусь профессионально рисовать, смогу зарабатывать и буду тебе помогать». И я верю, что так и будет.» — говорит Анна.
Проект профессиональная онлайн-школа для подростков с особыми образовательными потербностями Leader Z реализуется Фондом «ITeachMe» центр развития компетенций при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazynа Trust» и направлен на то, чтобы помочь подросткам получить профессиональные навыки, помочь им осознать свой потенциал и опредилиться с будущей профессией.
«Профориентация важна в жизни подростков, и подростки с инвалидностью не исключение. Они обучаются с еще большим азартом, впитывают всю информацию и сразу же применяют в жизни.» – говорит директор Фонда ITeachMe Бегалиева Захира. «Наши юные студенты доказывают своим примером, что диагноз, каким бы устрашающим он не был, не сможет помешать человеку с инвалидностью развиваться, стремиться к профессиональному росту и реализовать свое право на труд».
На сегодняшний день в Казахстане реализуется множество проектов, которые способствуют развитию подростков: образовательные, творческие, спортивные. Главное никогда не опускать руки, искать новые возможности и стараться проживать жизнь ярко.